На фоне рекордных урожаев Ростовской области можно не увидеть снижения рентабельности в сельском хозяйстве — а это сейчас проблема номер один для производителей. Причины — экспортная пошлина, дисбаланс цен, невозможность долгосрочного планирования.
На круглый стол «Южное растениеводство в 2024 году: испытание на рентабельность», организованный «Экспертом Юг», пришли высшие представители отраслевой исполнительной и законодательной власти в регионе — это было сигналом к тому, что тема попала в нерв. На фоне впечатляющих количественных результатов 2023 года — рекорд по урожаю, высокие темпы прироста отрасли, рост экспорта — обостряются проблемы, которые разглядеть труднее: значительное сокращение рентабельности, в результате которого аграрии перестают вкладывать средства в развитие. Даже самые крупные из них характеризуют текущее состояние предприятий как выживание. Власти настраивают игроков рынка сельхозпродукции на новый рекордный урожай.
Цифры в АПК показывают благополучие
Основные цифры развития АПК показывают крайне благополучную ситуацию. За ними можно и не увидеть критичных проблем.
По итогам 2023 года Ростовская область собрала рекордный урожай — до сих пор называются разные цифры, от 16 до 16,4 млн тонн. Рост объёмов сельхозпроизводства — 6,5%. Рост объёмов экспорта АПК в России в 2023 году — 12%.
По данным Министерства сельского хозяйства Ростовской области, господдержка отрасли в 2023 году составила 8,6 млрд рублей. В 2023 году выделено 623 млн рублей на субсидирования приобретения отечественной сельхозтехники, в текущем году эта цифра увеличена еще на 200 млн. Цифры за 2023 год показывают рост: приобретение тракторов в 2023 году выросло на 17%, комбайнов — на 12%.
На этом фоне формулируется задача удержания количественных показателей.
«В 2024 году надеемся сработать не хуже, чем в 2023, рекорды надо подтверждать, — подчеркнул заместитель губернатора Ростовской области-министр сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Константин Рачаловский. — Ставим себе задачу собрать не меньше зерна, не меньше масличных культур. Информация о зимовке озимых на 3 млн. гектаров благоприятная для посевов. В ближайшие недели мы должны успеть произвести подкормки полей минеральными удобрениями. Начиная с этого мероприятия, мы будем работать над урожаем 2024 года».
Аграрный сектор в режиме выживания
Но есть и другая сторона реальности в аграрной сфере. Для этого надо посмотреть на оценки рентабельности предприятий отрасли.
В феврале Минсельхоз РФ опубликовал прогнозы, согласно которым в 2024 году не стоит ожидать роста рентабельности российского сельхозпроизводства. Согласно этим данным, средневзвешенная рентабельность деятельности сельхозпредприятий по итогам 2023 года сложилась ниже, чем в 2022 году и составила 18,9%. Аналогичный показатель в Ростовской области выше среднероссийского, при этом данные последних трех лет указывают на отрицательную динамику рентабельности в отрасли.
«В 2021 году по всем направлениям отрасли рентабельность была 85,7%. В 2022 году этот показатель составил 42,9%, — заявила на круглом столе первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Ольга Горбанёва. — Ожидаемая рентабельность по итогам 2023 года — 35,5%. Да, безусловно, мы ожидаем снижение финансового результата по 2023 году. Если озвучивать этот прогноз в цифрах, то предварительно прибыль по итогам 2023 года составит 23 млрд руб. В 2022 году прибыль АПК региона составляла 36,2 млрд рублей».
Приведённые данные — статистика, которую целый ряд игроков рынка просто не понимают, однако тенденцию она показывается. Реальная рентабельность, о которой говорят ведущие сельхозпроизводители Ростовской области заметно ниже.
«Рентабельность у нас очень сильно упала, до 3,5%. Конечно, мы не будем закрывать производство, будем искать выходы. Итоги 2023 года нас не обрадовали», — отметил председатель СПК — колхоз имени С.Г. Шаумяна Хачатур Поркшеян.
«Рентабельность в нашем хозяйстве упала значительно, я не хочу называть цифры, потому что мне даже стыдно, — признался директор ООО им. Кирова Мурад Кахриманов. — Как ни крути, для расширения производства рентабельность должна быть выше 25%. Это сегодня сказочная цифра, она не достижима. Прожить прошлый год нам удалось только на резервах, на сегодня все они исчерпаны, в том числе внутренние, мы больше не сможем в чем-то ужаться. Выживать — это слово отражает сегодняшнюю ситуацию на рынке АПК. Горизонт планирования сегодня в растениеводстве – один сезон, даже не календарный год».
«В сельском хозяйстве 25% это не рентабельность, — добавил Николай Юзефов, руководитель КФХ. — Должно быть 50% — это нормальное состояние, в котором хозяйство должно работать. В нашем хозяйстве никогда не было хуже 2023 года. Мы практически сработали в ноль. На сегодняшний день я прекратил все: остановил стройки, планы, планировали и строительство хранилищ. На сегодняшний день — это выживаемость».
Высокий уровень рентабельности необходим сельскому хозяйству ещё и потому, что в отличие от целого ряда сфер, в которых оборот инвестиций проходит несколько циклов за год, в АПК деньги за год совершают только один оборот.
Почему снижается рентабельность в АПК
Снижение рентабельности растениеводства, комментируют игроки рынка, обусловлено несколькими факторами, основные — экспортные пошлины, объем которых нельзя заранее высчитать, рост себестоимости при падении цен на конечную продукцию, часто — недоступность субсидий.
«У нас 50% площадей — озимая пшеница, сейчас это очень низкорентабельная культура. Её переходящий остаток в РФ на 2024 год примерно 20 млн тонн, в этом объёме есть и пшеница нашего холдинга, которую мы реализовать не можем. Она на складах, перспектив пока нет», — сообщил исполнительный директор по растениеводству агрохолдинга «Степь» Андрей Ширай.
«Хотя мы вырастили 120 тысяч тонн продукции, как и в том году, радости нет, — рассказал Николай Юзефов. — На картофель закупочная цена весь сезон по 10 рублей. В ноль, даже с убытком продаём картофель. Между тем в магазине его цена 60 рублей за килограмм. Это как так получается? При таких розничных ценах у нас должны закупать картофель минимум по 20 рублей».
Среди проблем, которые пока не находят решения и напрямую влияют на ценообразование — высокая стоимость топлива, техники и удобрений.
«Когда мы покупали последний комбайн, несколько лет назад, то его стоимость была такой же, как стоимость 700 тонн зерна. Сейчас цена комбайна сопоставима с ценой 3000 тонн зерна — увеличение более, чем в четыре раза», — подчеркнул генеральный директор ООО «Белозёрное» Сергей Громаков.
«Основная статья затрат для растениеводов — это удобрения, семена дизтопливо, средства защиты растений. Приведу пример: сейчас селитра стоит уже 24 рубля. Мы в своё время покупали её по 14 рублей. Удобрения в структуре ценообразования у всех занимают примерно 15%. Очень большое опасение с горючим — цена взлетела почти на 50%. Мы покупали солярку по 40 рублей за тонну, теперь вынуждены покупать её по 60 — 65 рублей», — рассказал Андрей Ширай.
«Меня очень сильно беспокоит невозможность не только долгосрочного планирования, но даже краткосрочного порой, — поделился генеральный директор ООО «Заветы Ильича» Степан Понкратов. — Чтобы принимать какие-то решения управленческие нам нужен какой-то план, который должен основываться на цифрах. А у нас в наших уравнениях сплошные неизвестные. Пошлина сегодня такая, а завтра такая, солярка сегодня 40, завтра 80 — и так далее. Сейчас меняется порядок поддержки субсидиями. Проблема в невозможности планированием. В результате у нас с рентабельностью не очень хорошо».
На рентабельность влияет и необходимость повышать зарплаты. Средняя заработная плата в отрасли составляет 47 тысяч рублей, это меньше, чем средняя по региону — 51 тыс. И этот уровень, как отметил один из участников круглого стола, не устраивает даже трудовых мигрантов из средней Азии. Руководители хозяйств, удерживая кадры, изыскивают резервы для повышения выплат сотрудникам.
Очевидно главное: сегодняшний уровень рентабельности предприятий сферы АПК не позволяет вкладывать средства в развитие. А впереди может быть ещё один рекордный урожай.
«Виды на урожай этого года заметны невооружённым глазом — опять свалится на наши плечи небывалый урожай, — добавил Андрей Ширай. — В Ростовской области и Краснодарском крае небывалое накопление влаги, это уже позволяет рассчитывать на хороший результат по озимой пшенице. Но опять встанет вопрос реализации урожая. Нам как холдингу, имеющему свой торговый дом, легче — мы имеем возможности выхода на международные рынки».
Что меняется в сфере господдержки АПК
Для поддержки АПК региона в 2024 году из федерального и областного бюджета будет направлено 8,64 млрд рублей — ожидается, что в течение года сумма может вырасти. Господдержка растениеводства остаётся весомым направлением финансирования. Зерновая субсидия, которая компенсирует часть затрат на производство и реализацию зерновых культур, в 2023 году составляла 1,37 млрд рублей, в 2024 году на эту цель пока предусмотрено 1,2 млрд.
Еще одна мера поддержки — льготное кредитование сельхозпредприятий. Ранее, начиная с 17 года, в сфере АПК действовал принцип льготной ставки, он был неизменным и составлял от 1% до 5%. В 2024 году меняются условия и порядок льготного кредитования – его ставка привязывается к ключевой ставке ЦБ и становится плавающей. Кроме того, размер льготной ставки теперь зависит от приоритетности направления деятельности в сфере АПК.
«Представителям малого агробизнеса льготные кредиты будут предоставляться по ставке до 6,8%, — объяснила Ольга Горбанёва. — Также по ставке до 6,8% будут предоставляться льготные кредиты на цели генетики, селекции, молочного скотоводства, птицеводства, производства яиц, мукомольное и хлебопекарное производство, относящиеся к приоритетным направлениям. По остальным направлениям льготного кредитования кредиты будут предоставляться по ставке до 10%».
Банковский сектор, в свою очередь, также старается способствовать продвижению льготного кредитования отрасли, оказывая посильную поддержку и предлагая новые инструменты.
«ПСБ в Ростовской области планомерно наращивает объёмы финансирования агропромышленного комплекса. Год назад мы запустили специальное предложение для АПК — линейку «ПСБ Растём вместе!». Это кредитный лимит по льготной процентной ставке, разработанный с учётом специфики работы сельхозпредприятий, с простой процедурой подачи заявки, минимальными пакетом документов и сроками принятия решения», — рассказала зам. регионального директора ПСБ в Ростове-на-Дону Юлия Власова.
Эксперт сообщила, что в прошлом году ростовские аграрии чаще всего привлекали заёмные средства на оборотные цели, а именно — на покупку ГСМ, удобрений, семян, сельхозинвентаря и средств защиты растений в период проведения сезонных посевных работ и уборочной кампании. Растёт количество займов, выданных аграриям и на инвестиционные цели — строительство, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение (в том числе на покупку техники, оборудования и средств автоматизации).
«Мы расширяем взаимодействие с АПК региона. В планах — запустить предодобренный кредитный онлайн-продукт для клиентов-сельхозпроизводителей, в рамках которого подать заявку и узнать решение можно будет на сайте банка в максимально короткие сроки», — отметила Юлия Власова.
«Субсидию мы не получим однозначно, поскольку зерно нового урожая мы начали продавать в июле, а документы на субсидию принимаются только с 1 августа, — уточнил председатель совета Ростовской АККОР Алексей Жданов. — Кроме того, при получении субсидии за 2023 год не учитываются затраты в 2022 году. Как это так?»
Снижение возможностей товаропроизводителей при получении зерновой субсидии, региональные власти объясняют федеральным постановлением, которое регламентирует порядок получения компенсации затрат.
«В соответствии с федеральным законодательством зерновая субсидия предоставляется на возмещение части затрат, понесённых в текущем и отчётном годах, что снижает возможности аграриев в получении субсидии на весь объем произведённых затрат по перечню, утверждённому региональным постановлением — объяснила Ольга Горбанёва. — Также в соответствии с федеральным законодательством субсидия предоставляется на реализованное зерно, начиная с 1 августа отчётного года, что обусловлено снижением цены на зерно с августа месяца».
Новые культуры — резерв рентабельности
Одно из решений вопроса увеличения рентабельности растениеводства в сокращении доли озимой пшеницы и более широком распространении в регионе прочих сельскохозяйственных культур.
«Конечно, страну нужно кормить хлебом, но необходимо получать и все другое, что сегодня производят и делают крестьяне. И немаловажно соблюдать севообороты, от которых в дальнейшем зависит продуктивность наших полей. Заниматься надо разными культурами, такими как горох, нут, лен, и тогда рентабельность будет повышаться, и отрасль будет легче поддерживать», — посоветовал заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области-председатель комитета по аграрной политике, природопользованию, земельным отношениям и делам казачества Вячеслав Василенко.
«Согласен, что надо насыщать севооборот, и мы в этом направлении работаем. Основной наш тренд — это нишевые культуры, такие как горох и нут. За последние три года, площадь посева гороха мы увеличили с 25 до 35 тыс. гектаров», — уточняет Андрей Ширай.
Опыт еще одного донского сельхозпредприятия, говорит о том, что рентабельность при выращивании озимой пшеницы можно увеличивать почти вдвое, «миксуя» растениеводство с животноводством.
«В работе нашего предприятия есть своя изюминка: первое зерно мы продаем прямо с полей на 5 и 6 день уборки. Так мы в 2023 году сразу продали 7 тысяч тонн пшеницы по цене 15,6 руб. за килограмм. Оставшаяся пшеница — 3 тысячи тонн пошла на откорм бычков. После реализации мяса цена пшеницы, «пропущенной через бугая», получилась примерно 25-27 рублей. Рентабельность зерна оказалась очень высокой, — делится опытом Алексей Жданов.
В вопросе расширения спектра перспективных сельскохозяйственных культур, аграриям готова помочь наука.
«У нас в коллекции ДонГАУ 30 видов пшеницы. Есть, к примеру, пшеница шарозерная, из нее можно получать глютен, его в России не производят. Если выращивать эту культуру, наладить ее переработку, то решится одна из задач по импортозамещению. Потенциал также есть у чины посевной, которую следует вводить в севооборот. Эта культура содержит 42% крахмала. При переработке этого растения получается экологически безопасный крахмал, который, к примеру, поляки поставляют всей Европе», — отметил профессор кафедры растениеводства и садоводства ДонГАУ Константин Пименов.
Источник: «Эксперт Юг», 29.02.2024 |