Диаграммы 1 - 2. Ценовая динамика от производителей пшеницы до покупателей хлеба *
* - по данным Росстата за период с июля 2000 по август 2015 включительно, руб./тонна
Новости и комментарии по теме:
Минсельхоз предрек рост цен на хлеб до 30 рублей к апрелю
http://www.interfax.ru/business/471607
"Цены на хлеб в России могут вырасти до 25 - 30 руб. за килограмм к апрелю 2016 года с текущего уровня в 22 - 25 руб. за килограмм, - сказал глава Минсельхоза Александр Ткачев. - Допускаю, что в апреле и в более долгосрочной перспективе цена хлеба составит 25 - 30 рублей", - сказал Ткачев. Свой расчет он основал на том, что в настоящее время цена хлеба составляет 22 - 25 рублей, и он изготовлен из пшеницы по 8 рублей, а сейчас цена пшеницы составляет 10 рублей за килограмм. Министр подчеркнул, что рост цен на хлеб - это вынужденный процесс …
Во-первых, по данным Росстата розничные цены хлеба давно уже зашкаливают за 40 рублей, а именно, по состоянию на 28 сентября хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов стоили 41 руб. 39 коп., а хлеб из ржаной муки и из смеси ржаной и пшеничной 41 руб. 02 коп. за килограмм. Склонен полагать, что это не министр оговорился, а INTERFAX описался, поскольку в других источниках буханки фигурируют, а не килограммы, но в любом случае журналистам стоило бы более внимательно и ответственно к своим новостным репортажам относиться, чтобы у читательской аудитории не возникало вопросов.
Во-вторых, в представленных выше диаграммах даже визуально очевидно, что зависимость розничных цен на хлеб равно как и цены производителей хлеба от стоимости пшеницы и муки независимы, и растут из года в год практически безоткатно и взаимосвязь между ценой зерна и хлеба явно преувеличена. Полагаю, Минсельхозу стоит подсчитать удорожание перевозок зерна автотранспортом вследствие того, что дороги в нашей стране строят - ремонтируют и нагрузки - перегрузки на них рассчитывают, исходя из изначально никчёмного качества дорожного полотна, и без оглядки на последствия для экономики.
Введение новых правил автоперевозок привели к хаосу в аграрном секторе
http://www.zol.ru/z-news/showlinks.php?id=142620
… “Если говорить об автоперевозках, то раньше у нас тоже были требования по нагрузке на ось, требования по перегрузу, но они считались в зависимости от километража. Теперь эти требования применяются независимо от километража. Кроме того, штраф за перегруз пятьсот тысяч рублей. Компании, оказывающие помощь в уборке зерновых и транспортировке урожая до элеваторов просто подняли цены на свои услуг и если ранее грузоподъемность машин при перевозке с поля до элеватора была до сорока тонн, сейчас только двадцать, что в 2 раза меньше. Мы понимаем, что это коллапс для сельхозпредприятий”, рассказала Евгения Уваркина председатель Комиссии ОП РФ по вопросам агропромышленного комплекса …
… “При уменьшении грузоподъемности автомобиля в два раза потребуется совершить в два раза больше рейсов, что ведет, по предварительным оценкам, к увеличению износа дорог. Если добавить к этому расход ГСМ, амортизацию автотранспорта, рост себестоимости продукции, экономический эффект от введения новых правил неочевиден”, отметил Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка. О сложившейся на сахарных заводах катастрофической ситуации рассказала Ольга Тимофеева, генеральный директор ООО “Агросервис”. По ее прогнозам, сахарные заводы могут остановиться в массовом порядке, поскольку из-за введения новых правил по автоперевозкам, невозможно вывозить такую продукцию как патока, а возможности хранения ее на заводах ограничены. “Большинство цистерн, в которых возим патоку, рассчитаны на 40 тонн, и если наливаем в два раза меньше, смещается центр тяжести, машина становится неуправляемой и у нас уже есть прецедент, когда машина перевернулась”, объяснила она …
Есть такая поговорка “умный - поймёт, дурака - не проймёт” и чтобы дезавуировать спекуляции вокруг да около доли зерна в стоимости хлеба я представлю цепочки ценообразования со старта тысячелетия, где по горизонталям рассчитаны ценовые соотношения в четырёх основных звеньях. По вертикали красным подчёркнут столбец, где выводится доля пшеницы в конечной стоимости хлебобулочных изделий:
Таблица 1. Фрагмент ценовой модели агентства “Стратег” *
* - по данным Росстата, сезон 2015 - 2016 за июль - август
Теперь, внесём в модель корректировки по стоимости пшеницы от 8405 руб. до 10000 руб. за тонну и выровняем через коэффициент соотношения стоимость муки, а стоимость ХБИ в звеньях производство и торговля пока не будем корректировать.
Таблица 2. Фрагмент ценовой модели агентства “Стратег” **
** - корректировка на 2015 - 2016 по цене пшеницы и муки
Человеку разумному очевидно, что перекосы ценообразования в “хлебной цепочке” отнюдь не в пользу производителей зерна и муки - хлебобулочные изделия в производстве и торговле за обозримый период более чем в пять раз подорожали, соответственно 5,3 и 5,1, а пшеницы и муки в 3,4 и 2,9 раза. Если же выровнять все коэффициенты, например 2000 - 2001 * 5,0 тогда вот какая картинка у нас с вами прорисовывается:
Таблица 3. Фрагмент ценовой модели агентства “Стратег” ***
*** - корректировки по формулам: 2000 - 2001 * 5,0 = 2015 - 2016
Надеюсь, что таких оцифрованных на основании официальных данных аргументов и фактов достаточно, чтобы развеять миф, будто цены на хлеб растут от зерна, а не оттого, что наша экономика противоречий зависла между планом и рынком в состоянии недоразвитого базара. Кто рискнёт мне возразить, сначала пусть попытается ответить на три вопроса, которые достойны отдельной темы для обсуждения участниками агропромышленного сообщества …
- Что для России предпочтительнее, экспорт урожая или вывоз урожайности?!
- Каков реальный потенциал России во внешней торговле зерновыми и масличными?!
- В чём принципиальное отличие между торговыми операциями и товарными спекуляциями?!
РЕШЕТНЯК Владимир Иванович
Директор ООО Агентство “Стратег”
Координатор Агропромышленного клуба “Земляне”
Зерновой портал Центрального Черноземья |