Зерновой Портал Центрального Черноземья
RSS канал RSS канал
Агро НОВОСТИ  
 Все новости
 Самые читаемые
 Пресс-релизы
Агро АНАЛИТИКА  
Обзор Прессы
 Ценовой Блок
Агро РЫНОК  
 Наша продукция
 Объявления
 Спрос
 Предложение
 Прочее
Агро СПРАВКА  
Каталог АПК
Документы
Выставки
Агро РАБОТА  
Резюме
Вакансии
О компании  
 Контакты
Реклама
На главную
Авторизация
Логин  
 
Пароль  
 
 Регистрация
 Забыли пароль?

Поиск
                        



Яндекс цитирования

 

 
 на главную

В феврале исполняется три года со дня введения экспортнои пошлины на зерно. Что дальше?

Вот и закончился 2023 год. В феврале исполняется 3 года со дня введения экспортнои пошлины на зерновые. За этот период прошло немало событий: от огромного скачка мировои инфляции, вследствие энергетического кризиса, последующего принятия экспортных пошлин на подсолнечное масло, шрот до ограничений экспорта маслосемян подсолнечника, запрета экспорта твердой пшеницы и принятия курсовой экспортнои пошлины на другую с/х продукцию, пишет Виталий Шамаев, аналитик зернового рынка, генеральный директор ООО «Агроспикер». Как же правительство оценивает ситуацию, которая сложилась сеичас в растениеводстве?

Так, 12 января 2024 года, Виктория Абрамченко, вице-премьер, курирующая сельское хозяйство, дала интервью РИА Новости, в котором ответила на самый животрепещущий вопрос растениеводов – отмены экспортных пошлин на зерновые. «Не планируем. Для нас самое главное – защитить внутренний рынок, чтобы хватало на потребление и обеспечение необходимых запасов. Именно поэтому было принято решение об увеличении закупок в интервенционный фонд – до 5 млн тонн. Пока этих мер достаточно… Каждые полгода мы говорим с вами о том, что аграрии беспокоятся, что цены на зерно низкие. Проводили недавно с коллегами совещание, и там приводили цифры Росстата по рентабельности различных подотраслей сельского хозяйства. Так вот, по данным Росстата за 2022 год рентабельность производства зерновых около 40%».

Попробуем по порядку разобраться в ее ответе. Защиту рынка В.Абрамченко видит в том «чтобы хватило на потребление и обеспечение необходимых запасов». Если посмотреть историю зернового рынка, то производство зерна хватало на потребление, на экспорт и на обеспечение необходимых запасов и без всякого введения экспортных пошлин на зерновые. (Таблица 1)

Если в балансе прогнозируется напряжение, то для защиты внутреннего рынка всегда вводится квота на экспорт, которая и обеспечивает потребителям необходимый объем зерна в целом за сезон и гарантированный конечныи запас на начало нового сезона. И никакие экспортные пошлины тут ни при чем. Но последние два сезона (2022/2023; 2023/2024) вводимые квоты на фоне рекордного предложения зерна: 172,2 млн тонн в 2022 году, 173 млн тонн в 2023 при рекордных переходящих остатках зерна (30,4 млн тонн и 27 млн тонн) выглядят нелогично.

Здесь нужно добавить, что приводимые цифры за два последних сезона – без учета зерна, полученного в новых Российских регионах (≈ +10 млн тонн за 2 года), которые наши чиновники почему то забыли учесть. То есть, эти объемы нужно дополнительно снять с внутреннего рынка, чтобы вывести конечные переходящие запасы зернового рынка на благоприятный уровень.

Поэтому сегодняшняя проблема защиты рынка заключается не «чтобы хватало на потребление и обеспечение необходимых запасов», а в снятии избыточного предложения и подъема цены на зерно до разумного, справедливого уровня. В данных условиях это можно сделать за счет увеличения закупки в интервенционныи фонд в объеме 10-15 млн тонн, снятия ограничений на экспорт зерна в виде квоты и создания благоприятных условии для увеличения экспорта зерна до 70 млн тонн. А самое важное — отменить экспортные пошлины на зерновые при сегодняшнем уровне затрат и мировых цен. Только отмена экспортной пошлины позволит вывести цены на зерно до более менее справедливого уровня.

У Правительства в последние годы всегда была странная, противоречивая позиция по поводу интервенционных закупок зерна. То оно полностью объявляло о их прекращении и анахронизме, то снисходило до закупки 3 млн тонн в самом урожайном 2022 году, и вот теперь объявило еще 2 млн тонн в этом сезоне. Вопрос только в том: почему 2 млн тонн, а не 10, ведь ситуация для этого как никогда подходит. А закупка 2 млн тонн или 1,3% от валового урожая 2023 года никакой роли для рынка не сыграет. Мало того, крошечные закупки зерна в интервенционныи фонд проводятся по ценам много ниже других стран. В России государство закупает пшеницу 3 класса по 15300 руб/тн с НДС, в Казахстане по 24600 руб/тн, в Китае по 29800 руб/тн. На 22 февраля в этом сезоне куплено всего 744 тыс. тн зерна по ценам пополам ниже, чем в других странах.

Правительство считает, что принимаемых мер и несправедливых цен на зерно достаточно, чтобы решить все проблемы на зерновом рынке. Наши чиновники не хотят понять, что истинная защита рынка заключается в создании баланса интересов всех его участников, а не лоббирование привилегированных монополий и олигополий.

Для этого нужно мониторить как рыночные цены на продукцию, так и на составляющие затратную часть себестоимости, региональные особенности формирования себестоимости всех участников рынка и в постоянном режиме! Здесь как в медицине – не навреди! Прежде чем вмешиваться с регулированием, разберись в ситуации, подумай, а не принесет ли твое вмешательство вред при существующем уровне принятия решений и компетентности. А ситуация в растениеводстве очень тревожная – склады забиты и зерно не востребовано даже по этим низким ценам. При экспортных пошлинах растут долги аграриев из-за сформированного огромного диспаритета цен на зерно и ресурсы.

В.Абрамченко приводит завышенные данные о зерновой рентабельности из Росстата за 2022 год. Не около 40%, а около 30%. А если быть точным, то 29,4% (без учета субсидии ) и 33,5% (с учетом субсидии). Попробуем оценить этот показатель в сложившихся реалиях. Реализация зерновых в календарном году складывается из 2-х полугодий. В первом полугодии реализуется урожай предыдущего года, а во втором – этого года. Затраты же на урожай в основном производятся в предыдущий год и включают: незавершенное производство в виде посевов озимых, подготовки зяби к весенней посевнои следующего года, производственные запасы материально технических средств под урожай следующего года, и заблаговременную закупку материально-технических средств на следующий год (как правило по более низким ценам).

Поэтому, бухгалтерские итоги реализации зерна за 2022 год сформированы производственными затраты 2021 года, 2022 года и даже 2020 года. То есть, производственная инфляция, которая стала набирать обороты с 4 квартала 2020 года более полно проявляется в себестоимости сельскохозяйственной продукции через 1,5-2 года. Поэтому зерно, реализованное в 2022 году, благодаря этои особенности и рекордной урожайности в 2022 году (+30%) позволило получить аграриям страны достаточно невысокую себестоимость зерна.

Но, вот что касается урожая 2023 года, то его себестоимость уже увеличивается в среднем на ̴20-25%, по причине увеличения затрат на ̴15% и снижения урожайности в целом на 8-10%. Это соответствующим образом отразится на экономических результатах 2023 года.

Положительным моментом для экономического результата в 2023 года будет только то, что в тот период реализовывалось еще много зерна урожая 2022 года. Сравним сегодняшние цены на основные зерновые культуры у нас и у наших коллег - конкурентов. Для сравнения приводятся данные Приволжского Федерального Округа, как аналога удаленности от морских портов, штата Айова (США) и провинции Саскачеван (Канада).

Разница в ценах по пшенице мягкой идентичного качества и ячменя двукратная в пользу заокеанских коллег аграриев, а по твердой пшенице и кукурузе цена выше на ̴50%. Вот так конкуренция! А наши цены назвать справедливыми или нормальными язык не поворачивается. Их уровень для значительной доли аграриев стал убыточным.

Рассмотрим динамику ценового индекса на основную нашу культуру, пшеница (в среднем по России) и по каким ценам происходила реализация в 2022 и 2023 годах. (Таблица 3)

В первом полугодии 2022 года реализация зерна была комфортной вследствие высоких мировых цен, девальвации рубля и здоровой конкуренции на зерновом рынке. Но затем в 3 квартале, вследствие рекордного урожая и укрепления рубля, она резко просела, особенно по пшенице 5 класса. В 2023 году на фоне второго по величине рекордного урожая и рекордных переходящих остатков зерна ситуация продолжила ухудшаться и достигла своего минимума по пшенице 4 и 5 класса. (Таблица 4)

В целом, по итогам года, средняя цена реализации пшеницы была на 2500 руб /тонн ниже, чем в 2022 году. Подведем итоги и спрогнозируем, что за экономика нас ожидает за 2023 год:

1) затратная часть урожая 2023 года – выросла минимум на 12-15%
2) урожайность понизилась в среднем – 8%
3) себестоимость зерна урожая 2023 года повысилась на 20-25%.
4) цена реализации снизилась по основной культуре пшенице в среднем – на 2500 р/тонн, ячменю - 3700 р/тонн, рожь - 3940 р/тонн, кукуруза - 2122 р/тонн.

То есть, в 2023 году с одной стороны у нас увеличились издержки, а с другой резко упала цена. Вот и … приехали. Так, это же 2023 год, уже история, особенно по затратам (в основном 2022 год и даже 2021 год). А нам то нужно смотреть какая ситуация сейчас и что нас ждет в 2024 году.

Минсельхоз опубликовал рентабельность сельского хозяйства в 2023 году на уровне 18,9%. И опять мы понимаем, что это «хвост» затрат с 2021 года. Текущую кризисную ситуацию в растениеводстве данный показатель не отражает. Оперативного мониторинга Минсельхоз не ведет, материалами признанных экспертов отрасли ни Минсельхоз, ни Правительство России не пользуются. У них другие источники, которые потеряли связь с реальностью, в т.ч. и по причине искаженной статистики для получения субсидии. У всех кризисов есть глубокие причины, которые не лежат на поверхности. Именно это мы видим сегодня на зерновом рынке и понимаем последствия—деградацию отрасли и серию банкротств сельскохозяйственных предприятии. По данным Росстата, суммарная задолженность производителей зерна растёт из года в год после введения экспортных пошлин. В яровой сев особенно. И как показывает график, аграрии не могут погасить эти долги из-за диспаритета цен на зерно и ресурсы.

В свое время государство немало сделало для развития растениеводства и сельского хозяйства в целом, и экономический маховик был хорошо раскручен. Но второй год такои экономической политики далеко не все смогут выдержать и выжить, особенно с/х предприятия, расположенные в менее благоприятных почвенно-климатических регионах страны и с плохои логистикой.

Сельскохозяйственное производство это не переработка и тем более не торговля. Производственный цикл и оборот капитала здесь занимает не месяц и не два, а  год и более. Оперирование среднеотраслевыми показателями (как в среднем по больнице) то же не совсем корректно ввиду большого разнообразия почвенно – климатических зон и логистического месторасположения предприятий. Поэтому даже рассматривая среднеотраслевую рентабельность 33,5% в 2022 году нужно предполагать, что в регионах с благоприятными природно - климатическими и логистическими условиями с/х производства она может 60% и более, а с неблагоприятными - 10% и менее. Кроме того, при существующем уровне производственнои инфляции в с/х (а она за прошедшие 2 года составила в среднем около 20% в год), данная рентабельность не обеспечит ни инвестиции в развитие, ни расширения с/х производства, прибыль уйдет на восполнение увеличивающихся затрат на тот же объем производственнои программы. И это надо учитывать!

Данные Росстата в растениеводстве за 2022 год показывают, что сальдированная финансовая прибыль за 2022 год составляет 307 199 млн рублей. В тот же период экспортная пошлина на зерновые (без пошлины на масло подсолнечное и шрот, которые ложатся также на плечи аграриев) составила 211 000 млн рублей. Если мы предположим, что внутреннии рынок продаж соответствует экспортному, то получим, что наши аграрии еще субсидировали внутренних потребителей зерна на ̴211 000 млн рублей. Итого только за этот год изъято из растениеводства – 422 млрд рублей. А это соответствует 58% налогу на чистую прибыль. Но это еще результат за 2022 год, когда еще было не так плохо и с ценой и себестоимостью, как сейчас. Поэтому данная налоговая нагрузка никак не согласуется с политикой государства развития сельского хозяйства России, как приоритетной отрасли в рамках продовольственной безопасности страны и ведет к деградации растениеводства.

За 2023 год экспортная пошлина на зерновые составила уже 229,5 млрд руб. Но наше правительство не унимается в своем желании ободрать растениеводство, и в 2023 году приняты дополнительно курсовые экспортные налоги на оставшуюся с/х продукцию, которая не облагалась предыдущими экспортными налогами, и введен запрет на экспорт твердой пшеницы, утвердив и здесь монополию рынка со стороны переработчиков.

Помимо зернового рынка тяжелая ситуация сложилась и на масличном рынке – подсолнечника. Причины те же: рекордные урожаи маслосемян подсолнечника за два года, рекордный переходящий остаток с прошлого сезона, неучтенная (статистически) дополнительная продукция с новых регионов (около 1,8 млн тонн за год) и запретительная 50% экспортная пошлина на маслосемена подсолнечника. Все это создает монопольный диктат цен маслоперерабатывающих предприятий. В результате сегодняшняя цена на подсолнечник в 2,8 - 3 раза ниже цены масла против 2,2 раза, как это было обычно раньше.

В прошлом году В.Абрамченко также дала интервью, где было заявлено, что все средства, изъятые экспортными пошлинами, возвращаются правительством обратно в отрасль и зерновикам выплачена субсидия из расчета 2 000 руб/тонн реализованного зерна, и правительство в первую очередь всегда исходит из интересов с/х производителей.

Внесем ясность:

Первое. Из изъятых из отрасли растениеводства в 2022 году 422 млрд руб., (в том числе 211 млрд руб. через экспортный налог на зерно), субсидировано только 20 млрд руб., что отражено в бюджете.

Второе. Заявленные субсидии из расчета 2000 руб. за тонну реализованного зерна – это неправда. На эти цели выделили всего только 20 млрд руб. А объем экспорта и внутреннего рынка бо-лее 100 млн тонн, то есть в 10 раз больше. Но наши чиновники решили эту проблему весьма оригинально и цинично. Объявили, что субсидировать будут только за 2 месяца продаж. А когда аграрии подали объемы реализованного зерна на компенсацию (за 2 месяца), то 70-80% от поданных объемов, в зависимости от региона не субсидировались, чтобы хватило выделенных средств (20 млрд руб.) на оставшееся зерно из расчета 2000 руб/тонн. А отчитались, соответственно, что субсидировали все из расчета 2000 руб. за тонну.

По нашим оценкам экспортные пошлины с февраля 2021 года превысили 600 млрд рублей. Они создали огромныи спред между внутренним и мировым рынком, обвалив закупочные цены также и для внутренних потребителеи, а не только экспортеров. А поскольку внутреннии рынок сопоставим по объемам с экспортом, то аграрии потеряли ≈ 1,2 трлн рублей. По информации в прессе Минсельхоз отчитался только ≈ 60 млрд рублей поддержки аграриям из потерянного ≈1,2 трлн рублей. Это не регулирование, это — воровство накануне предстоящей отставки Правительства после выборов Президента России. Поэтому все проблемы зернового рынка Минсельхозу удобно не замечать.

Из всего сказанного вырисовывается довольно грустная картина, в которои наши с/х производители находятся в том положении, когда интересами его пренебрегают. И как тут не вспомнить о двойных стандартах и колониальнои политике, проявление которых мы видим на международнои арене. Похоже, переход от политики национального проекта к политике продразверстки состоялся. И чего теперь ждать дальше? А впереди весенне-полевые работы и подходят наши аграрии к ним с далеко нерадостным настроением.

Фьючерс на индекс пшеницы с поставкой по базису СРТ Новороссийск просто обнуляет деловой оптимизм аграриев в канун ярового сева.

Зерновой портал Центрального Черноземья





© Зерновой портал Центрального Черноземья 2004-2020