Зерновой Портал Центрального Черноземья
RSS канал RSS канал
Агро НОВОСТИ  
 Все новости
 Самые читаемые
 Пресс-релизы
Агро АНАЛИТИКА  
Обзор Прессы
 Ценовой Блок
Агро РЫНОК  
 Наша продукция
 Объявления
 Спрос
 Предложение
 Прочее
Агро СПРАВКА  
Каталог АПК
Документы
Выставки
Агро РАБОТА  
Резюме
Вакансии
О компании  
 Контакты
Реклама
На главную
Авторизация
Логин  
 
Пароль  
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Архив новостей
Последние новости

Поиск
                        



Яндекс цитирования

 

 
 на главную

«Зерновой Юг»: Сертификация качества и безопасности зерна упразднена

14-е марта 2012г.

Сергей Данкверт,
руководитель Федеральная службы
по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Сергей Данкверт, руководитель Федеральная службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в преддверии > href="http://www.zerno.avs.ru/news/2012/02/17/41097.html">II Международной конференции «Зерновой Юг» рассказал о законодательных изменениях в сфере контроля за качеством зерна в России.

Сергей Алексеевич, в прошлом году в закон «О зерне» внесли значительные поправки. Какие еще изменения произошли в сфере госконтроля над зерновой промышленностью?
- Да, действительно,  18 июля 2011г. принят Федеральный закон от № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам  осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Вследствие чего утратила силу глава VI Закона Российской  Федерации  от 14  мая 1993 г. № 4973-1   «О зерне»,  предусматривающая положение о том, что  государственный надзор и контроль качества и безопасности зерна и продуктов его переработки осуществляются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Также, с 21 октября 2011г. утратил силу Федеральный закон от 5 декабря 1998г. № 183-ФЗ «О государственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», который устанавливал обязательную проверку соответствия качества и безопасности зерна и продуктов его переработки требованиям нормативных документов.

Какие последствия это может повлечь для отрасли?
- Сегодня Российская Федерация может стать единственной страной из числа крупнейших производителей, которая отказалась от контроля качества зерна и продуктов его переработки. В настоящее время отсутствует  основной нормативный акт, определяющий правовые  основы исполнения  Россельхознадзором полномочий  по осуществлению государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Это создает серьезные риски для развития отечественного агропромышленного комплекса и экономики страны в целом, для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, сохранения статуса нашей страны как одного из главных поставщиков зерна на мировой рынок. Повышается вероятность экспорта зерна, не отвечающего по характеристикам требованиям стран-импортеров, что может стать причиной наложения запрета на импорт зерна из России.
С отменой подзаконных нормативных актов в сфере контроля качества и рационального использования зерна будет утрачен единый порядок учета зерна на ключевых для зерновой отрасли объектах — элеваторах и зерновых складах. Государственные органы уже сегодня не имеют возможности контролировать достоверность проведения анализа характеристик зерна специализированными лабораториями.
Создается также возможность для занижения  характеристик зерна при его приобретении у сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также для произвольных изменений характеристик зерна при последующем обороте. Следствием является сокращение доходов производителей зерна, снижение налогооблагаемой базы, повышение риска вовлечения в оборот зерна, не соответствующего требованиям по безопасности. Проводимые Россельхознадзором обследования отдельных партий зерна подтверждают тенденцию увеличения объемов оборота зерна, представляющего опасность для населения и сельскохозяйственных животных.
В результате государственного  контроля экспортируемого  зерна  Россельхознадзором ежегодно выявляется до 30 %  некачественной и опасной продукции, вывоз которой с территории Российской Федерации предотвращается и допускается только после соответствующей ее доработки до требований качества и безопасности страны-импортера.  В результате государственного контроля импортируемого зерна и продуктов его переработки  ежегодно выявляется от 10 до 27 % опасной и некачественной продукции.
Упразднение сертификации зерна и продуктов его переработки  государственными органами при внешнеторговых операциях создает угрозу для наложения эмбарго на закупку российского зерна странами-импортерами. Примером служит отказ Египта от закупок украинского зерна после нарушений требований к ввозимому зерну.

Как, в связи с данными поправками, теперь осуществляется государственный контроль качества зерна и продуктов его переработки?
- Информация, поступающая от  территориальных управлений Россельхознадзора, свидетельствует, что региональными органами Генеральной прокуратуры из сводного плана проверок Россельхознадзора на 2012 год  исключены контрольно-надзорные мероприятия в целях обеспечения государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки.
Сертификация качества и безопасности  зерна и продуктов его переработки, как основное направление государственного контроля, упразднена. Таким образом, контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки при ввозе (вывозе) в Российскую Федерацию, практически не осуществляется. В настоящее время сертификат качества с показателями безопасности на зерновую продукцию выдается на добровольной основе, по  желанию заявителя.
Зерно и продукты его переработки включены в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна», которым установлены единые обязательные для применения и исполнения требования государств-членов Таможенного союза к зерну, вступит в силу с 1 июля 2013 года. Оценка соответствия поставляемого зерна требованиям этого регламента проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия зерна.
Следует отметить, что при подтверждении  соответствия в форме декларирования, пробы для подтверждения соответствия зерна и продуктов его переработки самостоятельно отбираются заявителем и представляются им в испытательную лабораторию – (центр). Таким образом, отсутствует объективность при отборе пробы и достоверность полученных результатов.
При сертификации зерна и продуктов его переработки отбор проб от каждой конкретной партии осуществляется уполномоченными на то лицами в присутствии заявителя. Проведение работ по подтверждению соответствия зерна и продуктов его переработки по показателям качества и безопасности осуществляется аккредитованными Россельхознадзором  испытательными лабораториями (центрами). Достоверность полученных результатов испытаний при сертификации продукции  намного выше,  чем при ее декларировании.

На Ваш взгляд, какие меры необходимо предпринять, чтобы удержать качество зерна и продуктов его переработки на высоком уровне?
- Для предотвращения указанных негативных последствий для отечественного зернового хозяйства представляется необходимым формирование новой системы государственного контроля и надзора за качеством в сфере оборота зерна и продуктов его переработки. Указанная система должна включать не только контроль показателей качества, но и учет движения зерна при производстве, закупке, хранении, переработке, транспортировке, реализации и утилизации. Это обеспечит формирование достоверной информации о зерновых ресурсах страны и возможности их использования.
Реализация этих предложений должна обеспечиваться путем сертификации качества зерна и декларирования его оборота. Должно быть обеспечено  утверждение необходимых порядков (выдачи сертификата качества зерна и продуктов его переработки; количественного и качественного учета зерна и продуктов его переработки при закупке, хранении, переработке, транспортировке и реализации; представления декларации оборота зерна лицами, осуществляющими деятельность по производству, хранению, переработке и утилизации зерна).
Выдача сертификатов обеспечит подтверждение государственными органами характеристик зерна, реализуемого на внутреннем и внешнем рынках, а также ввозимого на территорию Российской Федерации. Таким образом, необходимо внести изменения в законодательство  Российской Федерации, устанавливающие соответствующий вид государственного контроля (надзора).
Учитывая международную практику, мы считаем целесообразным  возложение функций государственного контроля и надзора в сфере оборота зерна и продуктов его переработки на Россельхознадзор, а функции по нормативно-правовому регулированию в этой сфере – на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Необходимо предусмотреть осуществление  государственного контроля (надзора) посредством сертификации:
- при осуществлении закупок зерна и продуктов его переработки для государственных нужд, в том числе в федеральный интервенционный фонд сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при их хранении, а  также при транспортировке    зерна федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- при поставке (закладке) зерна и продуктов его переработки в государственный резерв, при их хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
- при ввозе (вывозе) зерна и продуктов его переработки на территорию Российской Федерации.

> href="http://www.zerno.avs.ru/news/41363.html">Зерновой портал Центрального Черноземья





.
Комментарии:
К этой новости комментариев пока нет.

Добавить комментарий
(для зарегистрированных пользователей)
Вы опознаны как: Гость (Зарегистрируйтесь!)
Комментарий: 



© Зерновой портал Центрального Черноземья 2004-2020