Зерновой Портал Центрального Черноземья
RSS канал RSS канал
Агро НОВОСТИ  
 Все новости
 Самые читаемые
 Пресс-релизы
Агро АНАЛИТИКА  
Обзор Прессы
 Ценовой Блок
Агро РЫНОК  
 Наша продукция
 Объявления
 Спрос
 Предложение
 Прочее
Агро СПРАВКА  
Каталог АПК
Документы
Выставки
Агро РАБОТА  
Резюме
Вакансии
О компании  
 Контакты
Реклама
На главную
Авторизация
Логин  
 
Пароль  
 
 Регистрация
 Забыли пароль?
Архив новостей
Последние новости

Поиск
                        



Яндекс цитирования

 

 
 на главную

«За» и «Против» аграрного бенчмаркинга

11-е сентября 2012г.

На вопросы Центра «САМБРОС КОНСАЛТИНГ», касающиеся аспектов системы изучения и внедрения опыта передовых сельскохозяйственных предприятий (или, как ее называют за рубежом: «аграрного бенчмаркинга») отвечает Валерий Анастасиевич Долятовский, доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмента» Ростовского государственного экономического университета (РГЭУ-РИНХ), заслуженный деятель науки Российской Федерации, Академик академии РАЕН.

1. Знакомо ли Вам значение термина бенчмаркинг, принципиально отличающееся от далее приведенного определения? Какое? БЕНЧМАРКИНГ (англ. bench mark — начало отсчета) — метод использования чужого опыта, передовых достижений лучших компаний, подразделений собственной компании, отдельных специалистов для повышения эффективности работы, производства, совершенствования бизнес-процессов; основан на анализе конкретных результатов и их использовании в собственной деятельности. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.— 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 стр.)

- Процесс бенчмаркинга- это процесс эталонного тестирования, процесс движения к лидерству фирмы на основе подражания лучшей фирме в отрасли. Как говорил Конфуций: есть три пути достижения истины- 1) самый простой- подражание, 2) самый дорогой- проб и ошибок,3) самый благородный- размышления, поиска, исследования. Бепчмаркинг (ВМ) самый простой путь рациональных изменений. ВМ- это непрерывный аналитический процесс оценки, сравнения своих показателей, функций, действий с аналогичными показателями лучших организаций, лидеров для усовершенствования своей организации или продукта. ВМ может быть внешним, внутренним или функциональным.

2. Насколько, по Вашему мнению, корректно утверждение о том, что аграрный бенчмаркинг (т.е. система изучения и внедрения опыта и достижений передовых предприятий в сфере АПК) в настоящее время только внедряется или будет внедряться в России зарубежными специалистами? Действительно ли у нас в России (и ранее, в СССР) никто и никогда не занимался изучением передового опыта и внедрением его на предприятиях отрасли?

- Положительный опыт всегда поддерживался, распространялся в СССР и в России. Распространение передовых достижений было элементом государственной политики. Но ввиду отсутствия рынка не было технологии анализа достижений, диагностики положительных и отрицательных сторон  работы предприятия по сравнению с другими, т.к. не было конкуренции и борьбы за выживание.

3. Может ли система изучения и внедрения опыта передовых предприятий в АПК стать единственным методом, ведущим к прогрессу и повышению эффективности сельскохозяйственного производства, или бенчмаркинг необходимо использовать в комплексе с другими методами? 

- ВМ является одним из стратегических элементов достижения лидирующих позиций на рынке и должен применяться вкупе с другими. ВМ состоит из ряда этапов: 1 - планирование (определение параметров для сравнения фирм, выбор фирмы-лидера, определение методов сбора данных), 2 - анализ (сравнение фирм, определение областей отставания). 3 - интеграция- определение направлений улучшения деятельности, анализ средств и возможностей, 4 - программирование (разработка и реализация программы действий, мониторинг ее реализации, оценка результатов, определение новых областей отставания в результате нового сравнения, переход к 1), 5 - зрелость (в результате последовательных итераций и устранения отдельных недостатков улучшение показателей и достижение лидирующего положения (цитирую из своей книги «Эволюционный менеджмент). Развитием обычного ВМ, введенного Б.Карлоффом, является адаптивный ВМ, при котором учитывается потенциал развития предприятия и выбираются несколько эталонов для сравнения разных сторон деятельности. В этом методе совершенствуются не отдельные стороны деятельности, а используются все лучшие стороны набора эталонных предприятий.

4. Какие, на Ваш взгляд, существуют опасности «слепого» копирования чужого опыта? Можно ли рассчитывать на бенчмаркинг, как на панацею, т. е. при планировании изменений игнорировать принципы менеджмента и достижения сельскохозяйственных наук, не учитывать конкретные особенности предприятия (например: его размер, специализация, природно-климатическая зона, уровень оснащения техникой и оборудованием, уровень подготовки персонала, существование кадрового резерва)?  

- Существует опасность слепого копирования, для отбора параметров для сравнения, фирм-лидеров нужны хорошие знания менеджмента, рациональность и аналитика мышления, правильная оценка возможностей и ограничений, своих сильных и слабых сторон. Здесь лучше применить набор диагностических методик, ряда методов менеджмента, которые совместно могут дать синергетический эффект.

5. Могут ли сельхозпредприятия заниматься бенчмаркингом самостоятельно? При каких условиях? В каких случаях и чья помощь им нужна?

- ВМ можно применять самостоятельно при наличии фундаментальных знаний, понимания принципов стратегического менеджмента и собственных ограничений.
Для многих предприятий АПК лучше пригласить консультантов и для решения задач ВМ и для обучения.

6. В чем Вы видите основные проблемы того, что богатый и успешный опыт российских ученых часто остается неизвестным для современных владельцев и руководителей сельскохозяйственных предприятий?

- Научные достижения сельскохозяйственной науки у нас не востребованы в должной степени. Существует барьер между практикой и наукой. Предприятия АПК больше заняты текущими проблемами, выживанием, чем стратегическими задачами.

7. Какова, на Ваш взгляд, должна быть роль российского государства, роль российской отраслевой науки и образования для успешного развития российского агропромышленного комплекса?

- Государство играет важнейшую роль в развитии сельского хозяйства, оно определяет стратегию развития сельхозпроизводства, распределяет дотации, инвестиции, общую атмосферу в отрасли. В руках государства и подготовка специалистов нового уровня качества. Квалификации сейчас не хватает, многие преподаватели не имеет опыта работы, практики.

8. Насколько Вам кажется разумным для нашей страны уповать на помощь зарубежных специалистов в подъеме и развитии российского АПК и «закрывать глаза» на свой собственный положительный опыт (забывать, замалчивать или отрицать его)?

- Как показывает опыт, применение зарубежного менеджмента не всегда эффективно. Менеджмент должен соответствовать менталитету нации, его инструменты и технологии должны быть адекватны философии жизни нации. Поэтому здесь нужны реальные разработки эффективных российских систем менеджмента. Руководители АПК должны лучше знать  достижения нашей и мировой науки, проводить анализ достижений в России и за рубежом и постоянно учиться новым технологиям.

9. Пожалуйста, расскажите о деятельности Вашего университета. Какие Ваши услуги были бы наиболее полезны предприятиям российского АПК сегодня?

- Кафедра менеджмента РГЭУ «РИНХ» в течение последних лет разрабатывала виртуальные обучающие среды для подготовки высококвалифицированных менеджеров разно уровня: бакалавров, специалистов, магистров, действующих руководителей. Разработано 18 программных продуктов на компакт-дисках, содержащих 30-40 спецкурсов и современных технологий управления предприятием (в т.ч. консалтинга), практикумы, кейсы, видеокейсы, тесты, задачи. Это технологии инновационного обучения, основанные на непрерывном развитии знаний и их конструктивном применении, оказались весьма эффективными на практике. В научном плане мы разработали теорию и методы эволюционного и адаптивного управления предприятиями, создали ряд систем интеллектуального управления предприятием, реализовали более 30 проектов по договорам с предприятиями. На кафедре была создана консалтинговая фирма, решающая задачи диагностики состояния предприятия, выбора направлений развития, антикризисного управления, обучающего консультирования. Создана научная школа, подготовлено 7 докторов и 26 кандидатов наук. Задачи практического менеджмента мы готовы решать и на предприятиях АПК.

> href="http://www.zerno.avs.ru/">Зерновой портал Центрального Черноземья





.
Комментарии:
К этой новости комментариев пока нет.

Добавить комментарий
(для зарегистрированных пользователей)
Вы опознаны как: Гость (Зарегистрируйтесь!)
Комментарий: 



© Зерновой портал Центрального Черноземья 2004-2020