На одной из сессий в рамках Воронежского форума предпринимателей аграрии, эксперты и чиновники обсудили развитие отрасли выращивания и переработки зерновых и масличных культур. Многие говорили о минимальной рентабельности в этих сферах и надежде на лучшие времена, пишет "Российская газета".
Ситуацию в целом по стране и в Центральной России обрисовал гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. В этом сезоне в плюсе оказались аграрии, вырастившие ячмень, - на эту культуру цены растут, а доходность с нее хорошая.
Проигравшими можно назвать тех, кто занимался соей. ИКАР еще полтора-два месяца назад прогнозировал падение цен, так как в европейской части РФ ее вырастили с избытком. По оценкам института, в том же Центральном округе выращено на миллион больше тонн - 4,6 миллиона. Из-за этого рынок попал в ситуацию экспортного ценового паритета: продавать сою в зарубежные страны невыгодно из-за экспортной пошлины в 20 процентов, поэтому единственным способом избавиться от излишков стал соевый шрот - но переработчикам нужна была дешевая соя. В итоге, сказал Дмитрий Рылько, в следующем сезоне аграрии задумаются, нужно ли высаживать столько этой культуры.
Эксперт также отметил "грандиозную урожайность" кукурузы в Центральной России при серьезном неурожае на юге. По его словам, уже на протяжении нескольких сезонов цены на эту культуру выстраиваются под Иран, который делает много закупок. В частности, прибыльный бизнес на продажу в Иран можно выстроить "из восточного Черноземья".
ИКАР ожидал неурожая подсолнечника, но прогнозы не сбылись. При этом в текущем сезоне на цены влияют сразу несколько факторов: высокая доля сора (больше 10 процентов), низкая масличность (это связано с появлением новых гибридов), низкие переходящие запасы и очень низкое производство в новых регионах России.
Глава крестьянско-фермерского хозяйства и блогер Никита Токмаков отметил, что у тех, кто занимается выращиванием культур, всегда две беды: урожай и неурожай.
По данным фермера, в этом сезоне по сравнению с прошлым урожайность всех основных культур серьезно выросла: рост составил от 29 процентов (кукуруза, с 46,6 центнера с гектара до 60,2) до 49 процентов (озимая пшеница, с 28,4 до 42,3 центнера с гектара). При этом также везде упали цены, от пяти процентов на ячмень (до 12,5 тысячи рублей за тонну) до 20-23 процентов на озимую и яровую пшеницу (с 14,7 до 11,8 тысячи рублей) и кукурузу (с 14,9 до 11,5 тысячи).
Несмотря на это, выручка с гектара растет по всем культурам, кроме подсолнечника и кукурузы. А вот прибыль падает. В хозяйстве Токмакова, например, выращивать пшеницу и ячмень оказалось нерентабельно, а с учетом "плюсовых" сои, кукурузы и подсолнечника рентабельность бизнеса составила 7,6 процента, или 5,8 тысячи рублей с гектара. С учетом структуры посевов КФХ 60 процентов площадей нерентабельны, да и на оставшихся 40 заработать "не всегда получается".
"При этом у аграриев операционная рентабельность равна годовой: мы один раз можем продать за год, вырастили - и все. А вот у переработчиков операционная рентабельность другая: сколько раз они купили сырье, переработали и продали, столько и считается - обернуть капитал так можно 8-10 раз", - добавил Никита Токмаков.
Гендиректор маслозавода "Олсам" Павел Краснов назвал мифом то, что "фермеры беднеют, а переработчики жируют". По его данным, не всегда маржа бывает большой. В прошлом сезоне она составляла 7-10 процентов, а в этом - два. "В начале 2025 года, по моей информации, примерно 90 процентов представителей масложировой отрасли сработали в серьезный убыток", - отметил предприниматель.
При этом и ситуация с подсолнечным маслом изменилась. Раньше переработчики ориентировались на цены на сырье - теперь смотрят на стоимость самого масла: "Не так давно мы с сентября по декабрь скупали 80 процентов подсолнечника, складывали и ждали, что вырастет цена. Сейчас приходится играть с рынком - это как с ситуацией с нефтью".
Однако сам по себе рынок подсолнечного масла невелик: в масштабах мира его доля на рынке всех масел занимает около 10 процентов. По словам Краснова, куда больше аграриев волнуют урожай сои в Южной Америке и изменение законодательства в Индонезии и Малайзии, где машины пытаются перевести на биотопливо.
В этих условиях увеличить маржу можно за счет диверсификации производства и выпуска дополнительной продукции - например, летицинов и протеиновых добавок. И - Павел Краснов не был исключением среди спикеров - рентабельности серьезно мешает и размер экспортных пошлин.
Курирующий сельское хозяйство вице-премьер правительства Воронежской области Алексей Сапронов отметил, что себестоимость продукции уже приблизилась впритык к цене реализации, а финансовая подушка безопасности не у всех есть. Факторов тут много, в том числе ставки по кредитам и дорожающая сельхозтехника. При этом нельзя допустить серьезного роста розничных цен на продукцию. По его словам, сделать агробизнес рентабельным в этой ситуации может господдержка.
Зерновой портал Центрального Черноземья
|