Зерновой Портал Центрального Черноземья
RSS канал RSS канал
Агро НОВОСТИ  
 Все новости
 Самые читаемые
 Пресс-релизы
Агро АНАЛИТИКА  
Обзор Прессы
 Ценовой Блок
Агро РЫНОК  
 Наша продукция
 Объявления
 Спрос
 Предложение
 Прочее
Агро СПРАВКА  
Каталог АПК
Документы
Выставки
Агро РАБОТА  
Резюме
Вакансии
О компании  
 Контакты
Реклама
На главную
Авторизация
Логин  
 
Пароль  
 
 Регистрация
 Забыли пароль?

Поиск
                        



Яндекс цитирования

 

 
 на главную

Вице-премьер России Дмитрий Патрушев о причинах сокращения экспорта зерна и высоком урожае

23-е декабря 2025г.

Несмотря на плохие погодные условия, российские аграрии вновь собрали значительный урожай, по некоторым культурам поставив новые рекорды. И хотя мировые цены на зерно падают, экспорт зерновых по итогам текущего сельхозсезона прогнозируется на уровне 53–55 млн т. Об этом в эксклюзивном интервью газете «Известия» рассказал вице-премьер России Дмитрий Патрушев. Он также пояснил, почему в РФ не будут фиксировать цены на продукты питания.

«Российское зерно остается одним из самых востребованных товаров»

— Как вы оцениваете итоги уборочной кампании: насколько сбылись прогнозы по урожаю и над чем еще предстоит поработать? Известно, например, что производство гречки сократилось более чем на треть. В чем причина и как компенсировать недостатки?

— В этом году российские аграрии вновь дали нам повод для гордости. Даже несмотря на все погодные катаклизмы, с которыми столкнулись. В ряде регионов были возвратные заморозки, засуха, сильные дожди и ранний снег. Тем не менее урожай зерна этого года должен составить в чистом весе 137 млн т, и он один из самых значительных в новейшей истории. Не случись такая сложная погода, сбор был бы еще на несколько миллионов тонн больше.

Вы спросили про гречиху: в 2025 году ее объем прогнозируется в пределах 1 млн т, это полностью закроет потребности перерабатывающих мощностей в сырье и обеспечит наш внутренний рынок.

Мы ожидаем, что после подведения итогов Росстатом подтвердятся рекорды по сборам зернобобовых культур, плодов и ягод, рапса и сои. Кстати, если вспомнить, урожай сои в 2017 году был 3,6 млн т, а производилась она преимущественно на Дальнем Востоке. В последующие годы мы вели работу по наращиванию объемов этой культуры. И в текущем году сбор сои уже будет больше 8,5 млн т, а география регионов, где она выращивается, за прошедшее время серьезно расширилась.

Конечно, всё это — совместный результат работы отрасли и государства. Мы вместе создаем сильную систему господдержки, чтобы инструменты действительно были востребованными и адресными.

Также для обеспечения сбалансированных урожаев контролируется выполнение структуры посевных площадей, стимулируется внедрение современных технологий, укрепляется отечественная научная база.

Но нам еще предстоит многое сделать. В том числе прилагаем усилия, чтобы уровень влияния погодных факторов на результаты растениеводства был менее значительным. Как я сказал, только за этот сезон аграрии столкнулись практически со всем спектром неблагоприятных погодных явлений. На это мы повлиять не можем. Однако арсенал технологических возможностей для ответа на подобные вызовы должен с каждым годом расширяться, прибавляя сельскому хозяйству устойчивости.

— На встрече с президентом в начале октября вы сообщили, что Россия в 2025/26 сельскохозяйственном году сокращает объемы экспорта зерна из-за рекордно низких мировых цен. Насколько снизится показатель и как это может отразиться на секторе? Когда, на ваш взгляд, ситуация изменится?

— Российское зерно остается одним из самых востребованных товаров на глобальной арене. В сельхозсезоне-2023/24 зарубежным партнерам были направлены рекордные объемы — больше 70 млн т. Сегодня мы действительно находимся в фазе более низких мировых цен. Это отразилось и на экспортных показателях. Однако с августа динамика постепенно выравнивается.

Экспорт зерновых по итогам текущего сельхозсезона прогнозируется на уровне 53–55 млн т, что соответствует средним значениям за пять лет. Россия — надежный торговый партнер, и свои обязательства мы всегда выполняем. Более того, есть понимание, что при изменении ценовой конъюнктуры объемы наших поставок возрастут.

«В 2025 году мы должны приблизиться к 70-процентному импортозамещению семян»

— Насколько успешно идет процесс импортозамещения семян? По каким культурам мы еще зависимы от иностранных производителей?

— Я напомню, что показатель по самообеспеченности семенами в доктрине продовольственной безопасности впервые появился только в 2020 году. И установлен он на уровне 75%. Для вашего понимания: всего три года назад мы едва достигали 60%, а в 2025 году уже должны приблизиться к 70%. Для селекции и семеноводства темп очень даже неплохой.

Но это среднее значение, которое меняется в зависимости от конкретной культуры. Например, свои семена озимой пшеницы у нас были и раньше, причем очень достойные. А вот семян сахарной свеклы исторически не было, аграрии использовали продукцию иностранной селекции. Тут пришлось стартовать практически с нулевой отметки. Однако, по прогнозу, после подведения итогов 2025 года рынок уже примерно на 20% может быть обеспечен своими семенами этой культуры. Аналогичные сложности были и с семенами подсолнечника, но здесь тоже наблюдается неплохой прирост. Понятно, что до полной самообеспеченности еще предстоит большой путь. Тем не менее позитивная динамика появилась.

Случилось это в результате системных шагов, которые предпринимаются в последние несколько лет и которых, к сожалению, не делалось десятилетиями. Прежде всего появился широкий набор инструментов поддержки, который стимулирует как исследовательскую деятельность, так и тиражирование полученной продукции. Кроме того, стараемся качественным образом «подружить» аграрный бизнес и науку, чтобы объединение их усилий давало результаты не для галочки, а становилось действительно полезным для реального сектора. Свою большую роль сыграла передача в 2022 году в ведение Минсельхоза России нескольких НИИ, которые в том числе занимаются селекцией.

Мы должны защищать интересы отечественных селекционеров и продвигать их продукцию. Поэтому были введены разумные ограничения импорта иностранных семян. На этапе их введения как только не пугали скептики и лоббисты зарубежных компаний: останемся без семян, не будет урожаев — столько разной критики звучало! Однако цифры я вам назвал, они нагляднее любых рассуждений подтвердят, что движемся мы вверх к самообеспеченности. И продолжим придерживаться выбранных подходов.

— Владимир Путин поставил АПК задачу: к 2030 году увеличить объем производства продукции агропромышленного комплекса не менее чем на 25% по сравнению с 2021-м. Насколько это реализуемо с учетом санкций и нынешних экономических условий? В каких сегментах АПК это проще осуществить?

— Действительно, производство продукции АПК к 2030 году нам предстоит нарастить на четверть. Для примера: урожай зерна к этому моменту должен достигать 170 млн т. Вы знаете, что Россия по его сборам и сегодня занимает лидерские позиции в мире. Вот уже семь лет объемы зерновых у нас стабильно превышают 120 млн т. Исторический максимум был в 2022 году — порядка 158 млн т. В этом году вновь отличные итоги уборочной. Тем не менее в ближайшие годы нужно обеспечить еще очень существенный прирост. Кроме того, на четыре с лишним миллиона тонн от текущих значений надо увеличить производство сырого молока.

Этого нельзя достичь просто за счет масштабирования. То есть мы не можем взять и начать сеять больше зерновых, всё расширяя и расширяя площади под ними. Равно как не получится бесконечно увеличивать поголовье молочного стада. Так не работает.

Ключ к успеху — во внедрении технологий, повышающих эффективность процессов. Для поддержки и развития АПК государство выделяет серьезные объемы финансирования — вот уже несколько лет больше полутриллиона рублей. Это база для достижения новых целей. Необходимо и дальше обновлять технику, применять современные средства химизации, замещать различные иностранные решения отечественными, разработанными именно под запросы российского АПК. Должна включаться наука. И, как я сказал, следует стремиться к тому, чтобы для аграрного производства неблагоприятная погода не являлась существенным риском. Многое уже было сделано за последние годы. Например, я говорил, что мы системно выстраиваем диалог между отраслевым бизнесом и наукой.

Для внедрения современных решений есть инструменты господдержки, и это позволило серьезно повысить производительность труда. Чтобы прийти к новым ориентирам, продолжаем укреплять фундамент. Ряд критически важных направлений включен в национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», который появился в 2025 году. Это развитие селекции, генетики и биотехнологий, производство сельхозтехники и оборудования, увеличение на рынке доли российских ветпрепаратов. И, безусловно, прорывные результаты невозможны без сильных кадров. Поэтому в нацпроект включено отдельное направление по качественной подготовке специалистов — от школы до выхода на работу в отраслевые предприятия.

«Больше 70 регионов заключило соглашения с торговыми сетями о стабилизации цен»

— Государство заявляет о поддержке российского виноделия, при этом ежегодно повышаются акцизы не только для импортных, но и для отечественных вин. Насколько это чувствительно для российских предприятий? Не планируется ли сделать для них дополнительные финансовые преференции?

— В 2020 году был принят закон «О виноградарстве и виноделии», который стал отправной точкой нового этапа развития этой отрасли. В масштабах истории пять лет не так уж и много. В виноделии традиции вообще формируются поколениями. Тем не менее в нашей стране за такой короткий период времени это направление сумело совершить настоящий прорыв. Сформированы четкие правила виноделия, которые соответствуют мировым стандартам. Растет производство. И главное — мы получили продукт, который готовы выбирать граждане.

У нас существенно сократился импорт вина, в структуре потребления растет доля российского продукта. Для поддержки виноградарства и виноделия есть целый набор мер с солидным объемом финансирования: в 2025 году — порядка 4 млрд рублей, сопоставимая сумма предполагается и в следующем.

Увеличение акцизов на вино — это именно инструмент защиты интересов нашего производителя. Ведь в отношении отечественной продукции, сделанной из нашего винограда, сохраняется возможность значительного налогового вычета. Так, фискальная нагрузка для российских тихих вин рассчитывается по формуле «один рубль за один литр». Позиция государства, что такой подход должен сохраняться. Это очень достойная преференция.

— Вы отвечаете за программу развития сельских территорий, которая действует уже несколько лет. Государство вкладывает в программу деньги, но россияне, судя по соцопросам, по-прежнему предпочитают жить в больших городах. Как изменить этот тренд и каких результатов удалось добиться к этому времени?

— Где человеку жить — в городе или на селе, это его собственный выбор, который основан на целом наборе факторов. Есть примеры, когда люди переезжают из города, чтобы работать в сельском хозяйстве, ведь сегодня агропромышленный комплекс — отрасль больших возможностей для развития. А вот для того чтобы населению сельской местности было комфортнее жить, необходимо создавать соответствующие условия.

Вы упомянули госпрограмму по развитию сельских территорий. Считаю, что за прошедшие несколько лет она стала наиболее действенной с точки зрения комплексного охвата мероприятиями, меняющими качество жизни людей на селе.

Там появляются школы, детские сады, медицинские, спортивные и культурные учреждения, строятся миллионы квадратных метров жилья, обновляются дороги и улучшается транспортное сообщение, расширяется доступ в интернет. Что очень важно: новые объекты — это еще и новые рабочие места. С учетом 2025 года их появится уже 185 тыс.

То есть в сельской местности формируется среда, которая по доступности инфраструктуры и социальных услуг становится более приближенной к городской. Вот это помогает в сохранении сельского уклада.

Добавлю, что с 2020 года мероприятия госпрограммы так или иначе затронули 17 млн человек. При этом с текущего года она охватывает не только сельскую местность, но и малые города. Совокупно это почти 35% населения нашей страны. Так что надеемся, что позитивных изменений будет больше.

— Поддерживаете ли вы введение фиксированных цен на некоторые виды товаров, а также заключение торговлей долгосрочных договоров с поставщиками продуктов для фиксации цен? Какие еще инструменты для сдерживания цен на продукты вы считаете эффективными?

— Фиксацию цен нельзя называть механизмом рыночного регулирования. Особенно если речь идет о целой линейке продуктов. Это вообще может привести к обратному эффекту — вплоть до сокращения производства. А это, в свою очередь, повлечет за собой отсутствие товаров на полках магазинов.

Есть более понятные инструменты. Например, больше 70 регионов заключило соглашения с торговыми сетями о стабилизации цен на различные виды социально значимой продукции — в том числе это яйца, мясо, масло, овощи.

Еще одной действенной мерой могут быть долгосрочные контракты между поставщиком и продавцом по стоимости, зафиксированной на весь срок их действия. Такой подход нивелирует риски сильных ценовых колебаний — причем и для поставщиков, и для сетей. Аграрии получают возможность гарантированного оплаченного сбыта в течение длительного периода времени, а торговые точки — нужный объем товара по заранее установленной стоимости. Кроме того, одной из оправданных мер для сдерживания скачков цен можно считать льготный импорт. Главное, вовремя принимать решения по его применению.

Как пример: в 2023 году наши аграрии собрали рекордный за 30 лет урожай картофеля — 8,6 млн т. Естественно, при наличии такого предложения цены на него упали, и упали значительно. Производители работали на пределе рентабельности. Год спустя урожай картофеля составил 7,3 млн т. Рынок начал отыгрывать цены.

Чтобы сдержать их импульсивный рост, были открыты поставки картофеля из дружественных стран. Дополнительный объем товара на прилавке стабилизировал стоимость. А потом подоспел новый урожай отечественного картофеля.

Добавлю, что в 2025 году сбор этой культуры гораздо выше прошлогоднего.

Поэтому надеюсь, что Минсельхозу России с учетом опыта прошлых лет удастся в среднесрочной перспективе удержать ситуацию с ценами на картофель под контролем.

Еще одно направление связано со сбережением лесов. На Россию приходится пятая часть их мировых запасов. С 2021 года у нас сохраняется тренд, что по разным причинам лесов выбывает меньше, чем восстанавливается. За счет комплекса мероприятий работаем над сохранением такой динамики.

— Ну и традиционный вопрос под конец года. Что вы считаете главным достижением 2025-го и какие планы у вас на 2026 год? И рабочие, и личные.

— Сегодня наша страна сплотилась ради большого общего результата и благополучного будущего. Это — мотивация ежедневно работать с полной отдачей.

Природоохранная деятельность и уровень развития сельского хозяйства напрямую влияют на то, что люди ассоциируют с понятием о качестве жизни: свежие продукты на полках магазинов, чистые воздух и вода, отсутствие мусора и ухоженные леса. В этих сферах всегда есть место улучшениям и повышению эффективности процессов. И в 2026 году мы продолжим движение к ориентирам, обозначенным президентом нашей страны.

Я от всей души поздравляю наших соотечественников с наступающим Новым годом. Желаю больше радостных мгновений, успехов, здоровья, благополучия, семейного уюта и тепла!

Зерновой портал Центрального Черноземья 



Комментарии:
К этой новости комментариев пока нет.

Добавить комментарий
(для зарегистрированных пользователей)
Вы опознаны как: Гость (Зарегистрируйтесь!)
Комментарий: 



© Зерновой портал Центрального Черноземья 2004-2020