Швейцарский трейдер Glencore советовал правительству России остановить экспорт зерна из страны. Взвинтив цены, корпорация продавала пшеницу по Всемирной продовольственной программе ООН для помощи голодающим, выяснила The Guardian. Прибыль сельскохозяйственного дивизиона Glencore за время российского эмбарго удвоилась.
Швейцарский концерн Glencore — один из крупнейших мировых трейдеров и акционер «Русала» — сумел заработать на российской засухе 2010 года, выяснило британское издание The Guardian. Сначала компания рекомендовала правительству России ввести эмбарго на экспорт зерна, поскольку аномальная жара угрожала урожаю.
«У правительства есть все основания остановить весь экспорт зерна из России с 1 сентября, — заявил 3 августа 2010 года гендиректор российской «дочки» Glencore Международной зерновой компании Юрий Огнев. — Остановить грамотно, не повышая экспортных пошлин, но объявив стопроцентное эмбарго на вывоз зерна и не ставя компании вроде нас — международных и российских экспортеров — в невыгодное положение, поскольку мы, со своей стороны, столкнемся с проблемой исполнения наших контрактов».
Через несколько дней российское правительство так и поступило: с 15 августа было объявлено эмбарго (сначала оно должно было закончится в конце 2010 года, затем было продлено до 1 июля 2011 года). Еще через 2 дня цены на зерно подскочили на 15%.
Glencore потом выпустила официальное заявление о том, что Огнев высказывал свое личное мнение, а также заявила, что эмбарго не помогло компании, поскольку ей пришлось закупать зерно для исполнения собственных контрактов по выросшим ценам на открытом рынке.
Позднее выяснилось, что Glencore успела подстраховаться задолго до этого, захеджировав рост цен на сырье в долгосрочных контрактах. Прибыль до учета налогов (EBIT) сельскохозяйственного подразделения Glencore за 2010 год увеличилась более чем в два раза, до $659 млн.
Трейдер объяснил успех ростом цен зерновых и масличных культур. «Географические возможности расширились, — писали финансисты Glencore. — Средняя цена бушеля пшеницы по сравнению с прошлым годом выросла на 60%, до $778».
На фоне резкого роста цен Glencore удалось поставлять зерно Всемирной продовольственной программы ООН (World Food Programm, WFP), выяснила теперь The Guardian.
За последние 8 месяцев швейцарская компания была самым крупным поставщиком пшеницы для WFP, поставив продукции на $78 млн. Самый крупный отдельный контракт составил $22,5 млн, он был заключен в июле 2011 года для поставок голодающим Эфиопии. WFP также закупала у Glencore пшеницу, сорго и колотый горох для поставок в Кению, Джибути, Судан, Бангладеш, Северную Корею и Палестину. В прошлом месяце закупки пшеницы для Джибути у Glencore составили $10,8 млн.
Сотрудничество WFP с Glencore само по себе выглядит сомнительно, после того как почти год назад глава программы поставил целью помощь бедным фермерским хозяйствам, которые не могут сбыть зерно самостоятельно.
«Наш новый девиз — помоги людям прокормить себя самих, — заявил исполнительный директор WFP Жозет Ширан. — Когда только можем, мы стараемся закупать продукты у бедных фермеров, которые страдают от того, что не имеют выхода на местные рынки».
«Объем денег, который утек одному из крупнейших сырьевых трейдеров, просто поражает», — возмущен автор книги «Сытые и голодные: рынки, силы и скрытая борьбы мировой продовольственной системы» Рэдж Пател. «Спекуляции Glencore, которые они сами признают, привели к росту цен на фоне мирового дефицита и увеличили число голодающих, — констатирует глава War on Want Джон Хилари. — WFP нужно пересмотреть свои приоритеты и поддерживать локальных игроков, а не мировых гигантов».
«Периоды кризиса приносят прибыль крупным игрокам, поскольку они лучше всех информированы о спросе и предложении и могут прогнозировать дальнейшее развитие событий, извлекая из этого выгоду», — замечает старший научный сотрудник по продовольственной безопасности Chatham House Роб Бейли.
Зерновой портал Центрального Черноземья
|