Краснодарский край — первый российский регион, сделавший полную паспортизацию полей. Россия уже год в ВТО, а значит, необходимо учиться работать по мировым стандартам. Только так можно получить конкурентный продукт.
В Краснодаре открылся первый в стране Центр спутикового мониторинга за сельхозземлями. За кубанскими полями теперь наблюдают из космоса спутники. Они дают любую информацию о сельхозугодиях: где и какая культура растет, сколько нужно внести удобрений, откуда бегут насекомые-вредители. Все данные поступают в центр мониторинга в Краснодаре.
Техническую новинку оценил губернатор, а перспективы такого зоркого помощника в деле выращивания урожая обсудил с аграриями и учеными.
Главный агроном Роман Мишнев показывает, как современные технологии работают на человека. Эти данные с полей собрал комбайн. На сельхозпредприятии XXI века в Кавказском районе кругом компьютеры. Ставку на инновации сделал фермер Виктор Коломейцев и не пожалел. Земли площадью больше 2000 гектаров обрабатывают всего семь человек. Урожайность выросла на 20%.
«В постоянном режиме мы, конечно, можем отслеживать практически каждое поле, в режиме онлайн. Не только здесь, из края, но и каждый руководитель, каждое фермерское хозяйство имеют возможность чувствовать поле, это как рентген каждого поля. А с учетом наших объемов — это три миллиона гектаров, это кажется невозможным. Раньше мы об этом даже мечтать не могли. В том числе соблюдается ли севооборот, это очень важная функция для контроля, для получения наивысших урожаев», — отметил Александр Ткачев, губернатор Краснодарского края.
В краевом министерстве сельского хозяйства губернатору показывают, как работает система. Вся информация из районов стекается в единый центр. Метеоконтроль, мониторинг проблемных участков полей — это лишь часть сервиса.
«То, что мы сегодня показываем, мы занимались и шли к этому с 2008 года. Краевых средств потрачено в целом на модернизацию, на эту модель обслуживания агропромышленного комплекса в рамках точного земледелия и космического мониторинга порядка 42 миллионов рублей», — сообщил Сергей Гаркуша, министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края.
Спутники могут даже ответить на вопрос, где и какая культура будет лучше расти. А в будущем информацию возьмут за основу при начислении государственных субсидий фермерам. Этот опыт уже успешно применяет Европа.
«В Италии и Франции данные спутникового мониторинга привязали к субсидированию. Они говорят: если значение индекса значения прироста биомассы на графике попало в определенную зону, то вы получите господдержку. Если вы недобрали продуктивность на поле, то извините, вы неправильно используете технологии», — рассказал Игорь Козубенко, начальник управления информатизации и аналитических систем краевого министерства сельского хозяйства.
Преимущества новой системы мониторинга сельхозземель оценили и ученые. Все поля региона теперь в электронном виде. Можно составить маршрут отбора почв и даже спрогнозировать болезни растений.
«Мы уже на границе с Ростовской областью знаем, что диабротика подходит, кукурузный жук проблем создаст. С юга нас подпирает угандийская стеблевая ржавчина, к которой устойчивых сортов у нас нет ни в крае, ни в стране, поэтому тоже надо за этим отслеживать», — пояснил Владимир Надыкта, директор ВНИИ биологической защиты растений Россельхозакадемии.
От оперативности принятия решений зависят будущие урожаи. Фермер Виктор Коломейцев вспоминает, как год назад насекомые погубили растения. Без данных со спутника фирма, следящая за полями, поздно рассмотрела врага в лицо.
«В прошлом году они нам звонят и говорят: посмотрите, у вас там клетка, что-то биомасса плохая. Мы говорим: знаем, там долгоносик съел метров 15-20. Они увидели это тогда, когда он съел. Если бы они увидели, когда он пришел есть туда», — сказал Виктор Коломейцев, фермер, Кавказский район.
А теперь не только вредителей, но и даже как сжигают траву на поле, можно увидеть с помощью космических технологий. Отдельный интерес для бизнеса — карта инвестпроектов в открытом доступе в Интернете. На каждое предприятие — свой паспорт. Сколько собственников сменилось, какая рентабельность — на все вопросы даст ответ система мониторинга.
Для преподавателей и студентов Кубанского аграрного университета единый центр — кладезь информации. Он послужил толчком для создания учебного центра точного земледелия и агротехнопарка.
«Уже сегодня мы проводим здесь обучение не только студентов, но и преподавателей. Сюда попадает практически весь спектр агробиологических специальностей. Реально можно принимать решения и исправлять какие-то ошибочные решения. Это действительно уникальные моменты и очень важно, мне кажется, даже с точки зрения экономики и политики края, что это именно у нас», — уверен Александр Трубилин, ректор Кубанского государственного аграрного университета.
На точном земледелии сегодня строится весь аграрный сектор Европы. На Кубани тоже сделали ставку на развитие технологий, и это обязательно скажется лучшим образом на будущих урожаях, уверены ученые.
«Мы бьемся, бьемся за плодородие. А здесь, пожалуйста, посмотрели и видим: кто сделал, а кто не сделал агрообследование, кто яровыми все засеял. А это чаще всего подсолнечник. Наше оперативное вмешательство даже по биомассе — если мы видим, что дойдем до каждого поля и будем видеть, что биомасса по какой-то причине не растет, мы ж абсолютно точно вмешаемся и сделаем», — объяснила Валентина Василько, профессор Кубанского государственного аграрного университета.
Инновации в сельском хозяйстве не первый год помогают получать стабильно высокие урожаи. 2013 год — не исключение. Регион уже закончил сев озимых, завершилась уборка риса и кукурузы. С учетом этих культур валовое производство зерновых и зернобобовых составит более 12 миллионов тонн. Гарантии по обеспечению страны зерном Кубань выполнила, но у региона остается другая стратегическая задача: реанимировать важнейшую отрасль — свиноводство.
«Мы сегодня кормим Белгород, Курск, Тамбов, которые производят свинину. Закупаем у них, увозим туда деньги. Мы производим зерно. А зерно является главным компонентом комбикорма. До АЧС у нас были десятки примеров, когда держали поголовья и получали прибыль и не собирались его снижать. Те фермы, которые уже были построены условно 5-10 лет назад, с учетом дотаций, можно вести. Можно развивать, есть прибыли. А с учетом дефицита мяса на Кубани, конечно, это будет востребовано», — заявил губернатор Александр Ткачев.
Зерновой портал Центрального Черноземья |