Новая пошлина на экспорт пшеницы из России начала действовать с 1 июля 2015 года. Экспортная пошлина на пшеницу понадобилась правительству РФ, чтобы управлять темпами вывоза зерна из России в условиях девальвации рубля и не допустить роста цен на хлеб и муку.
Свое мнение по поводу введения и действия пошлины озвузил глава Российского Зернового Союза Аркадий Злочевский.
Интернет издание "ПродMag" 9 июля публикует обращение Российского Зернового Союза к Д.Медведеву, А.Ткачеву и А.Бельянинову. Ниже приводятся тесты писем А.Злочевкого этим лицам:
Председателю Правительства Российской Федерации
Д.А. Медведеву
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 513 с 1 июля 2015 года в России введена, так называемая, плавающая экспортная пошлина на пшеницу, которая должна исчисляться по формуле: 50% от цены ФОБ или ФАС минус 5500 рублей за 1 тонну, но не менее 50 рублей за 1 тонну. По заявлениям представителей Правительства России при цене зерна в диапазоне от 11 тысяч рублей до 13 тысяч рублей ставка экспортной пошлины должна носить фискальный характер.
В настоящее время внутренние цены на пшеницу 3 класса находятся на уровне 160-165 долларов за тонну (на условиях франко-элеватор Европейская часть России), а мировые цены составляют ФОБ Мексиканский Залив – 244-256 долларов за тонну, ФОБ Руан – 200-211 долларов за тонну, а при приведении их к ценам на Черном море (исходя из стоимости фрахта) они составят не более 200 долларов за тонну соответственно, что соответствует, а в ряде случае ниже текущих цен экспортных контрактов.
Таким образом, исходя из конъюнктуры внешнего рынка, уровня внутренних цен и обменного курса рубля к доллару США, сегодня экспортная пошлина должна составлять 50 рублей за 1 тонну пшеницы.
Несмотря на то, что у таможенных органов для подготовки работы в условиях плавающей экспортной пошлины в распоряжении было более полутора месяцев, начать работу 1 июля они не смогли, ссылаясь на отсутствие каких-то дополнительных указаний. Практическая работа таможенных органов по оформлению экспортных поставок началась только 4-5 июля, хотя некоторые суда были загружены и готовы к оформлению еще 1 июля 2015 года, что ведет к прямым некомпенсируемым убыткам экспортерам.
При этом отсутствие официальных разъяснений о порядке исчисления вывозной пошлины, по крайне мере доступных для участников рынка, привела к различным трактовкам местными таможенными службами механизма и порядка реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 513 в части установления экспортных цен. При этом определяющим является стремление максимизировать вывозную пошлину игнорируя все представленные экспортерами документы. Зачастую, сотрудники таможни основываются на собственной статистике экспортных сделок (например, от мая 2015г., хотя цены на зерно подвержены сильной волатильности, а с учетом начавшейся уборки снижаются) и начисляют пошлину в размере от 7 до 31 доллара США за 1 тонну.
Такая позиция, по мнению ряда участников рынка, может быть связана с ориентацией таможенных служб на максимизацию сбора таможенных платежей, одновременно созданная возможность трактовок и потенциальный субъективизм при исчислении экспортной пошлины создает благоприятную среду для формирования коррупционных отношений.
Российский Зерновой Союз считает, что механизм регулирования рынка зерна должен быть абсолютно прозрачен и не допускать трактовок на уровне исполнителей, однако практика деятельности указывает на обратное, формируя неоправданные интересами национальной продовольственной безопасности риски.
Учитывая изложенное, просим Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, поручить соответствующим министерствам и ведомствам в кратчайшие сроки совместно с бизнес-сообществом рассмотреть вопроса о порядке и механизме исчисления вывозных таможенных пошлин на пшеницу.
Одновременно в качестве мер по демпфированию рисков глубокого падения внутренних цен на зерно предлагаем:
- увеличить ценовой уровень закупочных интервенций на пшеницу 3 класса до 11000 рублей за тонну, по аналогии с ценовыми показателями, принятыми в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 513;
- в ближайшее время начать проведение закупочных интервенций предусмотрев возможность сельхозтоваропроизводителям из любого региона России реализовать неограниченный объем пшеницы в интервенционный фонд;
- исключить твердую и семенную пшеницу из перечня товаров, на которые распространятся пошлина, а также о направлении всех средств, поступающих в федеральный бюджет от взимания пошлины на целевую поддержку зернового производства и компенсационные выплаты сельхозтоваропроизводителям, реализовавшим зерно, которое было поставлено на экспорт.
С уважением,
Президент РЗС А.Л. Злочевский
Министру сельского хозяйства Российской Федерации
А.Н. Ткачеву
Уважаемый Александр Николаевич!
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 513 с 1 июля 2015 года в России введена, так называемая, плавающая экспортная пошлина на пшеницу, которая должна исчисляться по формуле: 50% от цены ФОБ или ФАС минус 5500 рублей за 1 тонну, но не менее 50 рублей за 1 тонну. По заявлениям представителей Правительства России при цене зерна в диапазоне от 11 тысяч рублей до 13 тысяч рублей ставка экспортной пошлины должна носить фискальный характер.
В настоящее время внутренние цены на пшеницу 3 класса находятся на уровне 160-165 долларов за тонну (на условиях франко-элеватор Европейская часть России), а мировые цены составляют ФОБ Мексиканский Залив – 244-256 долларов за тонну, ФОБ Руан – 200-211 долларов за тонну, а при приведении их к ценам на Черном море (исходя из стоимости фрахта) они составят не более 200 долларов за тонну соответственно, что соответствует, а в ряде случае ниже текущих цен экспортных контрактов.
Таким образом, исходя из конъюнктуры внешнего рынка, уровня внутренних цен и обменного курса рубля к доллару США, сегодня экспортная пошлина должна составлять 50 рублей за 1 тонну пшеницы.
Несмотря на то, что у таможенных органов для подготовки работы в условиях плавающей экспортной пошлины в распоряжении было более полутора месяцев, начать работу 1 июля они не смогли, ссылаясь на отсутствие каких-то дополнительных указаний. Практическая работа таможенных органов по оформлению экспортных поставок началась только 4-5 июля, хотя некоторые суда были загружены и готовы к оформлению еще 1 июля 2015 года, что ведет к прямым некомпенсируемым убыткам экспортерам.
При этом отсутствие официальных разъяснений о порядке исчисления вывозной пошлины, по крайне мере доступных для участников рынка, привела к различным трактовкам местными таможенными службами механизма и порядка реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 513 в части установления экспортных цен. При этом определяющим является стремление максимизировать вывозную пошлину игнорируя все представленные экспортерами документы. Зачастую, сотрудники таможни основываются на собственной статистики экспортных сделок (например, от мая 2015 г., хотя цены на зерно подвержены сильной волатильности, а с учетом начавшейся уборки снижаются) и начисляют пошлину в размере от 7 до 31 доллара США за 1 тонну.
Такая позиция, по мнению ряда участников рынка, может быть связана с ориентацией таможенных служб на максимизацию сбора таможенных платежей, одновременно созданная возможность трактовок и потенциальный субъективизм при исчислении экспортной пошлины создает благоприятную среду для формирования коррупционных отношений.
Российский Зерновой Союз считает, что механизм регулирования рынка зерна должен быть абсолютно прозрачен и не допускать трактовок на уровне исполнителей, однако практика деятельности указывает на обратное, формируя неоправданные интересами национальной продовольственной безопасности риски.
Учитывая изложенное, просим Вас, уважаемый Александр Николаевич, инициировать рассмотрение вопроса о порядке и механизме исчисления вывозных таможенных пошлин на пшеницу.
Одновременно в качестве мер по демпфированию рисков глубокого падения внутренних цен на зерно предлагаем:
- увеличить ценовой уровень закупочных интервенций на пшеницу 3 класса до 11000 рублей за тонну, по аналогии с ценовыми показателями, принятыми в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 513;
- в ближайшее время начать проведение закупочных интервенций предусмотрев возможность сельхозтоваропроизводителям из любого региона России реализовать неограниченный объем пшеницы в интервенционный фонд;
- обратиться в Правительство Российской Федерации с предложениями об исключении из перечня товаров на которые будет распространятся пошлина твердую и семенную пшеницу, а также о направлении всех средств, поступающих в федеральный бюджет от взимания пошлины на целевую поддержку зернового производства и компенсационные выплаты сельхозтоваропроизводителям, реализовавшим зерно, которое было поставлено на экспорт.
С уважением,
Президент РЗС А.Л. Злочевский
Руководителю Федеральной таможенной службы
А.Ю. Бельянинову
Уважаемый Андрей Юрьевич!
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 513 с 1 июля 2015 года в России введена, так называемая, плавающая экспортная пошлина на пшеницу, которая должна исчисляться по формуле: 50% от цены ФОБ или ФАС минус 5500 рублей за 1 тонну, но не менее 50 рублей за 1 тонну. По заявлениям представителей Правительства России при цене зерна в диапазоне от 11 тысяч рублей до 13 тысяч рублей ставка экспортной пошлины должна носить фискальный характер.
В настоящее время внутренние цены на пшеницу 3 класса находятся на уровне 160-165 долларов за тонну (на условиях франко-элеватор Европейская часть России), а мировые цены составляют ФОБ Мексиканский Залив – 244-256 долларов за тонну, ФОБ Руан – 200-211 долларов за тонну, а при приведении их к ценам на Черном море (исходя из примерных значений стоимости фрахта) они составят не более 200 долларов за тонну соответственно, что полностью соответствует текущим ценам экспортных контрактов.
Таким образом, исходя из конъюнктуры внешнего рынка, уровня внутренних цен и обменного курса рубля к доллару США, сегодня экспортная пошлина должна составлять 50 рублей за 1 тонну пшеницы.
Несмотря на то, что у таможенных органов для подготовки работы в условиях плавающей экспортной пошлины в распоряжении было более полутора месяцев, начать работу 1 июля они не смогли, ссылаясь на отсутствие каких-то дополнительных указаний. Практическая работа таможенных органов по оформлению экспортных поставок началась только 4-5 июля, хотя некоторые суда были загружены и готовы к оформлению еще 1 июля 2015 года, что ведет к прямым некомпенсируемым убыткам экспортерам.
При этом отсутствие официальных разъяснений о порядке исчисления вывозной пошлины, по крайне мере доступных для участников рынка, привела к различным трактовкам местными таможенными службами механизма и порядка реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 513 в части установления экспортных цен. При этом определяющим является стремление максимизировать вывозную пошлину игнорируя все представленные экспортерами документы. При этом, зачастую, сотрудники таможни основываются на собственной статистике экспортных сделок (например, от мая 2015 г., хотя цены на зерно подвержены сильной волатильности, а с учетом начавшейся уборки снижаются) и начисляют пошлину в размере от 7 до 31 доллара США за 1 тонну.
Такая позиция, по мнению ряда участников рынка, может быть связана с ориентацией таможенных служб на максимизацию сбора таможенных платежей, одновременно созданная возможность трактовок и потенциальный субъективизм при исчислении экспортной пошлины является создает благоприятную среду для формирования коррупционных отношений.
Российский Зерновой Союз считает, что механизм регулирования рынка зерна должен быть абсолютно прозрачен и не допускать трактовок на уровне исполнителей, однако практика деятельности указывает на обратное, формирует дополнительные неоправданные риски.
Учитывая изложенное, просим Вас, уважаемый Андрей Юрьевич, поручить соответствующим подразделениям Службы в ближайшие дни дать исчерпывающие разъяснения о порядке и механизме исчисления вывозных таможенных пошлин на пшеницу), а также об их перерасчете по фактически проведенным экспортным поставкам.
При этом предлагаем при расчете суммы экспортной пошлины использовать фактические контрактные цены и применять при расчете официальный курс ЦБ РФ, устанавливаемый на дату оформления банком паспорта сделки.
С уважением,
Президент РЗС А.Л. Злочевский
Зерновой портал Центрального Черноземья |