Правительство РФ одобрило законопроект, запрещающий рейдовую перевалку «загрязняющих веществ» за границами морских портов. В решениях, принятых на заседании 10 июня, отмечается, что вступление в силу документа позволит «свести угрозу возникновения аварийных ситуаций и угрозу загрязнения окружающей среды к минимальным значениям». В ближайшее время документ будет внесен в Госдуму, пишет Коммерсанъ.
Согласно законопроекту, теперь правительство будет определять определенные районы внутренних морских вод и территориального моря, где будет разрешена рейдовая перевалка «загрязняющих веществ». Перечень этих веществ, а также правила погрузочно-разгрузочных операций также будет составлять правительство.
Новый запрет не коснется бункеровки, вывоза грузов с нефтяных платформ и аварийной перегрузки. В отличие от предыдущей версии, в законопроект не вошла статья о рейдовом сборе (должен компенсировать потенциальный экологический ущерб). В то же время, вопреки просьбам бизнеса, исключения не были предоставлены действующей перевалке в пределах морских портов. Хотя источники газеты в правительстве утверждают, что существующие проекты получат разрешения, представители судоходных компаний испытывают опасения на этот счет: «Нынешнее регулирование работает, вопросы решаются на уровне Минтранса, зачем выносить их на правительство?»
В целом источники в отрасли полагали, что основной удар придется по компаниям, работающим в Азово-Черноморском бассейне. Компании пытались через механизм «регуляторной гильотины» заблокировать одобрение законопроекта. Так, представители бизнеса в рабочей группе по «регуляторной гильотине» в сфере водного транспорта единогласно не согласовали документ. При этом отмечалось, что рейдовая перевалка широко применяется в РФ и мире, так как характеризуется гибкостью планирования, экологичностью, безопасностью, не требует развития дорогостоящей портовой инфраструктуры и обеспечения глубин, а также позволяет задействовать внутренний водный транспорт.
Представители бизнеса заявляли, что запрет на рейдовую перевалку снизит конкурентоспособность российских экспортных товаров, негативно повлияет на развитие внутреннего водного транспорта и судостроение, а переориентация грузопотоков на другие виды транспорта приведет к «существенному увеличению уровня загрязнения окружающей среды». Однако представители государства в рабочей группе не согласились с этими аргументами. С другой стороны, портовые операторы, вложившие в последние годы значительные средства в расширение мощностей, поддерживают ограничения на рейдовую перевалку.
Столкновение интересов стивидоров и грузоотправителей может привести к дальнейшему ужесточению законопроекта. Комиссия Госсовета по транспорту и экологии в мае предложила правительству рассмотреть возможность запрета всей рейдовой перевалки за пределами портов с марта 2025 года. Такие изменения могут быть рассмотрены ко второму чтению.
Зерновой портал Центрального Черноземья
|