На Атлантическом побережье США десятки тысяч портовых работников вышли на забастовку впервые примерно за 50 лет, пишет Financial Times. Порты прекратили работу.
Забастовка в крупных портах началась после истечения срока действия коллективного соглашения Международной ассоциации портовых грузчиков (International Longshoremen,s Association, ILA). Переговоры о новом соглашении, охватывающем около 25 тысяч работников, уже не первый месяц находятся в тупике из-за разногласий по вопросам оплаты и автоматизации труда, отмечает представляющий интересы работодателей Морской альянс США (United States Maritime Alliance, USMX).
"Мы готовы бороться и продолжать забастовку столько, сколько потребуется", - заявил президент ILA Гарольд Даггетт и призвал USMX "удовлетворить наши требования, чтобы забастовка закончилась".
Забастовка охватывает 36 порта от Мэна до Техаса. По данным Conference Board, на них приходится около четверти внешнеторгового грузооборота страны (порядка $3 трлн в год) и 57% американского контейнерооборота.
Исследовательская организация опасается, что забастовка приведет к приостановке импорта продовольствия, фармацевтической продукции, потребительской электроники, одежды и тем самым "парализует торговлю США".
При этом обработка военных грузов продолжится, сообщили в ILA.
Нефтегазовые терминалы также продолжат работать, пишет The Washington Post. Они обслуживаются другими работниками, которые в основном не входят в профсоюзы. Танкеры, перевозящие нефть и СПГ, как и балкеры для транспортировки зерна и других навалочных грузов, обычно заходят в другие порты, на которые забастовка не распространяется, передает CNN.
По оценкам JPMorgan Chase & Co., забастовка может стоить американской экономике до $5 млрд в сутки, однако не продлится более недели. Conference Board оценивает ущерб гораздо скромнее - в $540 млн в сутки.
"Если забастовка продлится неделю или две, грузы накопятся, но общие последствия будут минимальными, если не считать небольшого числа весьма портозависимых регионов, включая Саванну (штат Джорджия), - отмечает экономист Moody,s Analytics Адам Каминс. - Однако если она продлится дольше, это приведет к дефициту товаров и окажет повышательное давление на цены. Особенно проблематичной ситуация окажется для пищевой и автомобильной отраслей, очень сильно зависящих от портов, которые не будут работать".
MW отмечает напряженную обстановку и на других ключевых участках американской инфраструктуры, включая порты западного побережья и железные дороги, где работники также добиваются повышения оплаты труда и пытаются сдержать автоматизацию, а работодатели вынуждены экономить.
ILA в понедельник обвинила транспортные компании в завышении ставок фрахта и назвала предлагаемые USMX условия оплаты труда неприемлемыми, отметив серьезное инфляционное давление на членов профсоюза.
"Им нет дела до нас, - пояснил Даггетт. - Им бы лишь автоматизировать все на Атлантическом побережье. Поверьте, они оставили бы нас без работы, если бы могли. А сейчас наша работа - это бастовать".
USMX накануне заявил, что улучшил предложение об оплате труда и запросил пролонгацию текущего договора. "Надеемся, это позволит полностью возобновить переговоры по другим неразрешенным вопросам в целях достижения соглашения", - сказали в альянсе.
Логистика усложнилась за последний год из-за нападений на суда в Красном море и снижения уровня воды в Панамском канале, пишет MarketWatch.
В Sea Intelligence предполагают, что один день забастовки ILA потом потребует на восстановление пять дней.
Зерновой портал Центрального Черноземья
|