Из-за ограничений, введенных Россией на импорт и частично на транзит сельхозпродукции, Казахстан будет вынужден переориентировать логистику на порты балтийских стран. Это приведет к удорожанию сельхозпродукции для европейских импортеров примерно на $30 за тонну, сообщил ИА «АПК-Информ» руководитель Комитета аналитики Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов.
«В сложившихся условиях у Казахстана единственная альтернатива – порты стран Балтии. Это дополнительные +30 долларов на каждой тонне. За это кто-то должен заплатить: либо покупатели, либо экспортеры, точнее, казахстанские фермеры. В зависимости от конъюнктуры будут оплачивать либо одни, либо другие», - рассказал эксперт.
Что касается семян подсолнечника – российские фермеры часто закупали импортный посевной материал и везли его через Казахстан, поскольку цены на российские семена подсолнечника (семенной материал) слишком завышены. По данным Е. Карабанова, они достигают 40 руб. за посевную единицу (на 2-2,1 га).
«Многие завозили импортные семена, гибриды через Казахстан… Но сейчас Россия этот путь перекрыла», - отметил эксперт.
По его словам, в связи с ограничениями на поставку пшеницы (в т.ч. дурума) придется отгружать продукцию либо маленькими кораблями (это дорогой фрахт), либо большими (с переплатой по тарифу).
«Казахстан хотел выйти на мировой рынок дурума и мягкой пшеницы с протеином 12,5. Учитывая темпы экспорта из Украины и России – к февралю 2025 года им отгружать будет уже нечего. Румыния, Болгария, думаю, к январю уже будут пустые. Во Франции, Германии – свои проблемы. Т.е. Европа тоже ничего предлагать не сможет. Во всем Причерноморском регионе только Казахстан может предложить пшеницу дурум и мягкую мукомольную – потенциал экспорта такого зерна составляет 2-2,5 млн тонн… Если резюмировать – мы будем сидеть запертые со своим зерном», - предупреждает Е.Карабанов.
Также существует риск, что Россия может отказывать в согласовании транзита продукции в сторону балтийских портов, в случае введения Казахстаном каких-либо дополнительных ограничений на российскую продукцию.
«Еще одним из ограничительных факторов могут стать проблемы с логистикой в направлении портов РФ на прямую перевалку - движение по сети РЖД замедлено, особенно в направлении портов Черного моря. Неизбежно будут возникать дополнительные расходы экспортеров при простое ж/д вагонов, демередже судов, ограничении их дедвейта и т.п.», - считает эксперт.
Зерновой портал Центрального Черноземья
|