Зерновой Портал Центрального Черноземья
RSS канал RSS канал
Агро НОВОСТИ  
 Все новости
 Самые читаемые
 Пресс-релизы
Агро АНАЛИТИКА  
Обзор Прессы
 Ценовой Блок
Агро РЫНОК  
 Наша продукция
 Объявления
 Спрос
 Предложение
 Прочее
Агро СПРАВКА  
Каталог АПК
Документы
Выставки
Агро РАБОТА  
Резюме
Вакансии
О компании  
 Контакты
Реклама
На главную
Авторизация
Логин  
 
Пароль  
 
 Регистрация
 Забыли пароль?

Поиск
                        



Яндекс цитирования

 

 
 на главную

Тренды агробизнеса: что ждет отрасль в 2025 году?

9-е января 2025г.

Финансовые вызовы для аграриев: как оптимизировать расходы? Воронежское интернет-издание «Абирег» вместе с экспертами обсудило тренды в отрасли на 2025 год.

В условиях роста цен и дефицита кредитных ресурсов аграрии сталкиваются с новыми финансовыми вызовами. Какие стратегии помогут им выжить в условиях неопределенности? Какие тренды будут формироваться на рынке? Об этом «Абирег» поговорил с экспертами в области АПК.

Глава агрохолдинга «Лазаревское» Кристина Романовская считает, что отрасль ждет трансформация, которая неизбежно изменит реальность бизнеса, но принесет за собой позитивный сдвиг в глобальной сфере экономики страны.

«Кажется, что новый 2025 год и следующие за ним оставят на рынке сильнейших игроков. При этом в процессе конкурентной борьбы рынок найдет большее развитие, нежели в рамках стагнирующей стабильности. Борьба за экономическую эффективность заставляет все больше применять неочевидные подходы и решения, качественно совершенствовать бизнес-процессы предприятия. Другой вопрос – как будет распределяться нагрузка между производителем и потребителем в разрезе цены на конечную продукцию, которая повысится в связи со снижением урожаев и необходимостью инвестировать в качественные трансформации.

Еще один фактор, который изменит отрасль, в том числе в 2025 году, – тенденция ухода от «колхозов», то есть организации бизнеса, когда единственной опорой является помощь государства. Таким образом, в отрасли идет развитие предпринимательских качеств игроков, развитие технологий, формирование новых собственных российских трендов, переход к активной конкуренции, что неизменно улучшает процессы внутри и ведет к повышению качества продукции для потребителей.

В связи с тем, что за последние два-три года произошло перераспределение активов, также отмечается увеличение M&Aсделок, поэтому в данном переходном периоде возможны точечные провалы, что нормально. В целом, система естественным образом придет в равновесие, но именно 2025 год станет очень непростым по сравнению с предыдущими этапами. Но это станет точкой роста для обновленной сильной отрасли, еще более готовой к вызовам, технологичной и устойчивой. Все будет хорошо, но по-другому», – считает Кристина Романовская.

Эксперт выделила негативную тенденцию, которая не покинет рынок АПК – кадровый голод: «Он, имея накопительный эффект, становится все более ощутимым. При этом очень радует новая тенденция – в своей борьбе за штат новые инвесторы и сильные игроки стали обращать внимание на личность работника, человека-труженика. Эта политика кадровой заботы выходит за рамки материальной мотивации. Она начала включать в себя вклад бизнеса в развитие социальной, культурной и инфраструктурной среды для своих сотрудников – от постройки жилья собственниками бизнеса до, условно говоря, ремонта школ и больниц в населенных пунктах, обеспечивающих предприятие кадрами.

Зарплатный тренд сельскохозяйственной отрасли – уровень обеспеченности кадров – сравнялся с другими отраслями экономики. На примере своей компании могу привести такую динамику: средний показатель за 10 месяцев 2024 года в агрохолдинге «Лазаревское» превысил отметку в 74 тысячи рублей. В динамике по сравнению с 2023 годом он вырос почти на 17%, а с 2022 годом – почти на 28%».

Кристина Романовская также порассуждала о трендах в растениеводстве: «Очевидно, что осенью 2024 года очень пострадали озимые, плюс было произведено сокращение их площадей как в России, так и ЦФО. Поэтому ожидать рекордных урожаев, о которых мы говорили в 2022 и 2023 году, и при этом держали низкие цены, не приходится. Потребности внутреннего рынка с учетом переходящих запасов российские аграрии перекроют, но валового сбора озимой пшеницы такого, как раньше не будет».

Так называемый возможный «перекос» в пользу маржинальных масличных культур в сравнении с зерновыми – это выбор, который стоит перед аграриями каждый сезон. 2025 год не станет исключением. Однако масличные культуры могут быть сложны в выращивании. Например, сою не все умеют выращивать, плюс на нее влияют погодные условия. Но развитие рынка переработки подстегивает аграриев расти и менять севооборот. Это также отмечается на примере Воронежской области, например, на рынок недавно вышел еще один крупный игрок. Так, налаженный сбыт и высокая маржинальность в купе с наработанным опытом производства сои даст культуре новый стимул к развитию в 2025 году.

Еще один тренд минувших лет – переход гороха из условного понятия «нишевый» в одну из конкурирующих по объемам с классическими культурами позиций. Он так же, как и соя, является хрупкой культурой, и в нашем агрохолдинге в этом году показал отличную рентабельность на уровне 25%, в прошлом году – порядка 24%. Другой вопрос, что мы получили хорошую урожайность на фоне валового недобора культуры в России, так или иначе, горох держится на стабильном достойном уровне по финансовым показателям. Если мы рассматриваем тренд на развитие отрасли животноводства, он также приобретает высокое значение, поскольку является необходимым высокобелковым элементом рациона как свиней в нашем случае, так и других животных и птиц.

Традиционно в декабре и январе каждого нового периода эксперты АПК пытаются угадать, какая культура будет маржинальна, но это рулетка с массой неконтролируемых факторов – от макроэкономики до погоды. Я смотрю на планирование севооборота с точки зрения предшественников, состояния почвы, по потребностям животноводства и возможностям этот урожай вырастить и убрать. Нельзя забывать, что маржинальность – это разница между ценой и себестоимостью, а это единственный фактор, на который может влиять бизнес. Переходящим трендом в нашем случае на 2025 год останется работа как раз с минимизацией себестоимости – это то, с чем может работать каждый аграрий. Отдельным кейсом может послужить отказ нашего агрохолдинга от выращивания картофеля в минувшем сезоне. Я понимаю, что у меня попросту не хватает кадров, чтобы эту культуру убрать. Или затраты на обеспечение рабочей силы заставят перейти точку безубыточности по культуре.

Что касается животноводства, бизнес-леди выделяет развитие КРС: «Потому что последние несколько лет мы видим сокращение поголовья скота. Но задачи продовольственной безопасности остаются актуальными, как и контроль за уровнем потребительских цен на продукты, который в полной мере невозможен при дефиците. Сейчас на рынок АПК зашли новые инвесторы, и этот рынок им будет интересен в 2025 и последующих сезонах. Соответственно, воронежские производители могут заметить усиленную конкуренцию.

Еще один тренд 2025 года – усиление свиноводства, поскольку со стороныгосударства поступил заказ увеличить в значительной доле импорт этого вида мяса. Зачатки тенденции обретут свои осязаемые формы, когда государство поддержит инвесторов и станет давать субсидированные кредиты для строительства новых комплексов. Участники рынка и объединения, в частности Союз свиноводов России, которые ведут активную деятельность, готовы приступить к реализации задач в этом направлении. Ресурс есть, ожидаем действий со стороны государственных органов».

Региональный представитель экспортной компании «Доставка Морем» Денис Сушков считает, что главный тренд 2025 года – изменения структуры посевов: «Тенденция сложилась на государственном уровне – масличные культуры маржинальные, собственные мощности по переработке доступны. Здесь со всех сторон от Минсельхоза до агрария получается выгодно.

Есть рынок для гороха и 2024 год показал, что скоро культуру нельзя будет фактически называть «нишевая». Его очень много собрали, маржинальность высокая. Раньше горох грузили ящиками, потом малыми кораблями, а сейчас уже большими экспортируем. Однозначно для аграриев перспективы есть. Сейчас есть масса гибридов и по всей территории России, в том числе Центральному федеральному округу, можно получать достойные объемы.

Да, в перспективе Индия должна достичь самообеспечения по гороху к 2028 году. Это крупнейший рынок для российской культуры. Так еще один тренд – поиски новых рынков или развитие переработки внутри страны, например, производство изолятов. По культуре интересным направлением является, в том числе, Турция. Мы грузимся в эту страну, но пока объемы очень малы по сравнению с возможными. Остаются и другие перспективные направления – Бангладеш, Пакистан, Китай. Примерно на таких же условиях и по такой же схеме из ряда «нишевых» можно стараться выводить нут. Наши аграрии его уже распробовали – его больше выращивают, используют разные сорта, например, красный нут стал интересным решением, так как он дороже. Следом идет соя, потом – направление по производству красной и зеленой чечевицы, ее тоже стали больше выращивать».

Денис Сушков выделил несколько перспективных направлений на 2025 год. Например – выращивание сои. «Пока культуру нельзя экспортировать, запрещена к вывозу, потому что высоко ее потребление внутри страны. На зарубежных рынках спрос на культуру есть. Поэтому, если в 2025 году сои посеют значительно больше и образуется профицит, запрет на экспорт могут снять. Выиграют и переработчики. Чем больше аграрии посеют, тем ниже будет цена внутри страны.

Среди интересных трендов по экзотическим культурам – кориандр, сафлор, например.

Не стоит в 2025 году переживать за пшеницу – это самая востребованная на внешнем рынке российская культура. Она будет всегда, вопрос только в цене».

Генеральный директор агромаркетплейса «Цена Зерна» Павел Конев рассказал, какие тенденции отрасли, по его мнению, «перетянутся» из прошлого года:

«Из положительных – открытие и расширение новых рынков сбыта в дружественных странах, Китай, Индия, Африка, Юго-Восточная Азия. В уходящем году мы возобновили экспорт свинины в Китай, после 15-летнего запрета, увеличили в два раза отгрузку подсолнечного масла на Индию, стали ключевым поставщиком пшеницы в Марокко, подвинув Францию. И это только некоторые примеры нашей экспансии.

Из отрицательных: Сокращение кредитных ресурсов и рост стоимости финансирования на фоне высокой ключевой ставки. Аграриям необходимо рассчитывать на свои средства для капитальных вложений, а также оптимизировать денежные потоки. Помимо этого, дефицит трудовой силы на селе, на фоне рекордно низкой безработицы и демографической просадки 90-х.».

Обсуждая новые тренды, которые можно будет наблюдать в отрасли в 2025 году, П.Конев выделил следующее: малоперспективный экспорт зерновых и рост внутренних цен:

«В сезоне 2024/25 экспорт зерновых выглядит малоперспективным - слабый спрос на наших ключевых рынках давит на цены вниз, а активное экспортное предложение на фоне невысокого урожая стимулирует рост внутренних цен. В связи с этим я предполагаю, что экспорт будет двигаться в сторону более перспективных продуктов, с добавленной стоимостью - масло, шрот, мука и тп. С учетом запрета на экспорт кукурузы с середины февраля остановится Каспий, до нового сезона, ведь там основной поток – это отправки кукурузы на Иран. Кто-то из экспортеров будет осваивать новые ниши – в том числе попробует себя в торговле на внутреннем рынке, на переработчиков. А кто-то может вообще свернуть экспортное направление по зерновым до более благоприятной ситуации.

В целом агробизнес будет более внимательно относится к своим инвестиционным проектам и эффективности различных направлений бизнеса, фокусируясь на наиболее перспективных».

Бизнесмен также оценил ситуацию, сложившуюся на рынке и сделал прогноз: «Три крупнейших масличных культуры по доходности с гектара перебивают три крупнейших зерновых культуры. Под озимую пшеницу может быть выделено 16,4 млн га. Это существенно меньше, чем в прошлом сезоне. Под соей и подсолнечником в следующем году будет больше площадей.

В целом сев озимых проведен на площади 17,6 млн га, что на 1 млн га меньше, чем сезоном ранее. При этом прогнозируется рост посевных площадей под яровую пшеницу, на 0,3 млн га. Больше площадей будут выделено на более маржинальные культуры, подсолнечник и сою.

С учетом неблагоприятного состояния озимой пшеницы в ряде регионов, подобная диверсификация в сезоне 2024/25 должна положительно сказаться на рентабельности аграриев. По оценкам Ruseed рентабельность подсолнечника в сезоне 23/24 составляет 32%, сои – 57%, при рентабельности пшеницы на уровне 20% и ниже.

Мировой рынок зернобобовых слишком мелкий для России. Крупнейший импортёр – Индия к 2028 году может достичь самообеспеченности. Маржа по гороху слабая. В следующем году могут сократиться площади».

Зерновой портал Центрального Черноземья



Комментарии:
К этой новости комментариев пока нет.

Добавить комментарий
(для зарегистрированных пользователей)
Вы опознаны как: Гость (Зарегистрируйтесь!)
Комментарий: 



© Зерновой портал Центрального Черноземья 2004-2020