С 1 января 2026 года в ОАО «РЖД» начнет действовать новая тарифная система. Об этом сообщил генеральный директор компании Олег Белозеров в ходе итогового заседания правления по итогам 2024 года.
«Основополагающий принцип, который должен найти отражение в новой модели, – справедливый экономически обоснованный тариф, который включается в составляющие для решения задач инфраструктурного развития и учитывает ключевые долговые индикаторы компании. В соответствии с поручением правительства РФ новая тарифная система должна вступить в действие с 1 января 2026 года. Прошу коллег закончить эту работу с Министерством экономического развития и с Федеральной антимонопольной службой», – заявил глава РЖД.
По его словам, модернизация тарифной политики необходима для достижения поставленных масштабных целей. Он отметил, что действующая система была разработана еще в 80–90-х годах и основана на механизме перекрестного субсидирования, при котором поддержка сырьевых отраслей осуществляется за счет промышленного сектора. Такая модель обеспечивала баланс в перевозках сырья и готовой продукции в рамках территориально-производственных комплексов, а доходы от тарифов покрывали лишь текущие расходы на содержание инфраструктуры.
Теперь основная задача монополии - максимизация доходности. А значит от прежних принципов, сформированных еще в советское время, придется отказываться, написал Белозеров в своем телеграм-канале.
Речь о перекрестном субсидировании, при котором перевозка низкодоходных (сырьевых) грузов финансируется за счет более высокодоходных товаров производственного сектора.
В результате монополия теряла на тарифах - их хватало лишь на содержание инфраструктуры. Но зачачи перед ней ставятся совсем иные - модернизация старых и строительство новых дорог.
Кредитоваться всё сложнее, а бюджет тянуть на себе это бремя более не готов.
Позиция РЖД следующая: да, мы можем потерять погрузку (просядет тот же уголь), но в плане выручки это будет с избытком компенсировано ростом перевозок высокодоходных грузов второго* и третьего** тарифных классов.
* Нефть и нефтепродукты, с/х продукция и ЛПК, продукты питания, стройматериалы.
** Черные и цветные металлы, химикаты, автомобили, оборудование, сборные грузы.
Зерновой портал Центрального Черноземья
|