МТК «Север-Юг» предусматривает три основных маршрута до порта Бендер-Аббас (южное побережье Ирана): Восточный - через Казахстан и Туркменистан, Западный - через Азербайджан, Транскаспийский - через порты России и Ирана. Далее из порта Бендер-Аббас грузы следуют через Персидский залив морем в страны назначения.
Основными преимуществами перевозок по МТК «Север-Юг» являются:
• сокращение временных затрат;
• обширная география отправок;
• прогнозируемые сроки доставки;
• контейнер едет за одной пломбой (без перетарок) из страны отправления, что сводит к нулю возможность кражи/повреждения грузов;
• перевозка в одном контейнере без перевыпуска сертификатов на карантинные грузы после смены тары;
• возможность перевозки всех грузов (кроме опасных) без санкционных ограничений.
C начала 2025 года грузоотправителями Западно-Сибирской железной дороги отправлено по коридору более 100 тысяч тонн грузов, а именно: каменный уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, зерно, продукты перемола и грузы в контейнерах.
По объемам перевозок лидирует Западный маршрут. Впервые в январе со станций Карбышево-1 и Комбинатская (Омский регион) назначением в Азербайджан через пункт перехода Самур (Республика Дагестан) отправлено два контейнерных поезда (124 контейнера) с грузом «полипропилен». Перевозки осуществлены в рамках скоростного сервиса – «Грузовой экспресс», что позволило сократить сроки доставки и оборот вагонов.
Также с Омского региона осуществлена комплексная перевозка нефтепродуктов в объеме 26,9 тысяч тонн назначением в Азербайджан, Грузию и ОАЭ.
Отправляют по Западному маршруту и зерновые грузы с Алтайского и Омского регионов назначением в ОАЭ, Индию, Азербайджан и Иран. Со станции Кормиловка в Азербайджан через пункт перехода Самур в феврале осуществлена первая перевозка 15 вагонов с ячменем.
Для упрощения доступа к перевозкам по МТК «Север-Юг» ОАО «РЖД» предлагает сервис по доставке грузов, обеспечивая:
• оформление перевозочных документов (в т.ч. оформление коносамента);
предоставление вагонов;
• погрузочно-разгрузочные работы (погрузка, выгрузка, перегруз, перевалка);
экспедирование по территориям иностранных государств;
• оформление таможенных документов для вывоза грузов;
• отправление в составе контейнерного поезда;
• морской фрахт и другие.
Рост объемов и появление новых маршрутов свидетельствуют о том, что МТК «Север-Юг» становится важнейшим звеном международных перевозок и открывает перед российскими экспортерами новые перспективы.
Зерновой портал Центрального Черноземья
|