Рахман Халилов, собственник перевозчика нефтеналивных грузов Railgo, стал совладельцем компании, контролирующей Таганрогский зерновой терминал мощностью 1,2 млн тонн в год, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные ЕГРЮЛ. Этот бизнес сегодня испытывает сложности из-за снижения зернового экспорта. И в будущем стивидоры вряд ли смогут вернуться к рекордным тарифам 2023 года из-за увеличения портовых мощностей, полагают аналитики.
Владелец крупного перевозчика нефтеналивных грузов Railgo Рахман Халилов, сын бывшего вице-президента ЛУКОЙЛа и «Славнефти» Искендера Халилова, получил 30% ООО «Евразия Трейдинг», которое контролирует Таганрогский зерновой терминал (ТЗТ), следует из ЕГРЮЛ. Собственником еще 10% стал Роман Курдюмов — член правления Railgo, следует из отчетности этой компании. Еще 60% напрямую и через ООО «Евразия-Логистика» владеет Илья Желнов. В Railgo и «Евразия Трейдинг» комментарий не предоставили.
До середины 2024 года терминал принадлежал структурам бывшего топ-менеджера ЛУКОЙЛа Александра Раппопорта. Летом прошлого года актив за 3,5 млрд рублей выкупил Илья Желнов. Сейчас ему принадлежит напрямую и через ООО «Евразия-Логистика» 60% компании, контролирующей терминал. Рахман Халилов, сын бывшего вице-президента ЛУКОЙЛа и «Славнефти» Искендера Халилова, получил 30%, собственником еще 10% стал Роман Курдюмов — член правления Railgo.
Мощность Таганрогского зернового терминала составляет 1,2 млн тонн зерна в год. В 2021 году компания оценивала свою долю перевалки зерновых среди малых портов Азово-Черноморского бассейна (АЧБ) примерно в 19%. В первом квартале 2025 года на фоне общего сокращения зернового экспорта терминал отгрузил 76,8 тыс. тонн зерна, что на 70,5% меньше, чем годом ранее.
Аналитики SberCIB в обзоре Новороссийского комбината хлебопродуктов (НКХП) предупредили, что снижение экспорта зерна в 2025 году негативно отразится на выручке операторов терминалов. И даже если Россия добьется рекордных урожаев, дефицита перевалочных мощностей не будет и тарифы стивидоров вряд ли вернутся к максимумам 2023 года.
Конъюнктура для операторов зерновых терминалов в последнее время ухудшилась, подтвердил директор «Совэкона» Андрей Сизов. В этом сезоне ситуация дополнительно осложнилась из-за введенных Турцией ограничений на импорт пшеницы, отметил он. По словам гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, на рынке ситуация с экспортом зерна воспринимается как временные трудности, и при новом хорошем урожае загрузка терминалов опять вырастет.
Зерновой портал Центрального Черноземья
|