Поставки зерна и удобрений, которые экспортируются в основном через южные порты РФ, могут быть увеличены через международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» в направлении Пакистана, Африки. Россия также намерена развивать Трансарктический транспортный коридор. Эти маршруты могут конкурировать с торговыми путями через Суэцкий, Панамский каналы, отмечалось в ходе сессии ПМЭФ-2025, сообщает издание «Агроэксперт».
МТК «Север-Юг», который связывает Россию с рынками Персидского залива и Юго-Восточной Азии через прикаспийские страны, может получить развитие в направлении Африки, сообщил статс-секретарь — заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев в ходе сессии «Новые маршруты международной торговли». Это направление дополнит экспортные возможности российских агропроизводителей для мультимодальной доставки на мировые рынки — по железной и автомобильным дорогам, рекам и морем.
«Этот маршрут будет иметь международную защиту, независимо от каких-либо геополитических изменений локально внутри континента», — подчеркнул он.
Одновременно планируется развитие восточной ветки МТК «Север-Юг» с увеличением грузопотоков через Туркменистан, а не только через Иран, сообщил замминистра.
МТК по восточной ветке связывает транзитом РФ, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Пакистан, Афганистан, а по западной ветке и Азербайджан. Планируется увеличение грузопотока в Пакистан. «250 млн потребителей потенциальных российских грузов, российских товаров в Пакистане — это хороший рынок, это хорошее наполнение восточной ветки коридора «Север-Юг», даже без дальнейшего движения от портов, — отметил Дмитрий Зверев. — Ответвление на Узбекистан уже работает».
Афганистан обеспечивает хорошую стабильность транзита. Первые автомобильные перевозки уже начаты в 2023 году. «И мы видим, в течение двух лет Афганистан нам дает достаточно хорошую стабильность, безопасность», — подчеркнул Дмитрий Зверев.
Еще один маршрут, который развивает Россия, — Трансарктический МТК, который связывает порты Санкт-Петербурга, Ленинградской, Мурманской и Архангельской областей с Владивостоком и далее рынки Юго-Восточной Азии.
Российские МТК уже могут конкурировать по стоимости доставки с традиционными торговыми направлениями, которые подорожали из-за геополитических рисков, отметил генеральный директор ООО «Росатом Логистика» Петр Иванов.
Так, стоимость транзита грузов до 2022 года через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы на глобальные рынки не менялась 39 лет — 80 центов за тонну. «А сколько сейчас? Пять долларов 83 цента и это влияет», — уточнил Петр Иванов. Выросла доставка до $6-12 на тонну по Суэцкому каналу. Появились геополитические риски в Красном море: грузопоток через этот канал, который ранее обеспечивал не менее 15% мировой торговли, упал примерно в шесть раз — суда идут по более длинному и дорогому направлению в обход юга Африки.
Геополитические риски уже приводят к существенным изменениям маршрутов и это накладывает существенный отпечаток на всю глобальную торговлю. «В условиях изменений в мировой торговле транспортным, логистическим компаниям очень сложно. Надо, по сути, по ходу менять свою структуру управления, свои маршруты», — констатировал советник президента РФ Игорь Левитин.
В этой ситуации МТК «Север-Юг» и Трансарктический маршрут могут увеличить грузопотоки и предоставить достойную альтернативу остальным маршрутам, отметили участники дискуссии.
Зерновой портал Центрального Черноземья
|