Группа "Черкизово", один из ведущих производителей мясной продукции в РФ, рассчитывает на рост экспорта в этом году не ниже 25%, сообщает пресс-служба группы.
"С учетом волатильности рынка ожидаем, что рост экспорта по итогам 2025 года будет не ниже 25%", - рассказал генеральный директор группы Сергей Михайлов в интервью "Интерфаксу" на Петербургском международном экономическом форуме.
По его словам, в первом квартале этого года в структуре экспорта существенных изменений не произошло, колебания в сравнении с первым кварталом прошлого года были незначительными. Основной объем поставок - более 70% в натуральном выражении - приходится на курицу, 30% - на остальную продукцию из свинины и индейки, а также на колбасные изделия. В структуре экспортной выручки соотношение примерно такое же, отметил он.
"Динамика экспорта по индейке очень хорошая: по итогам первого квартала 2025 года поставки в натуральном и денежном выражении выросли более чем на 60%. Из всех категорий нашей продукции это самый впечатляющий рост", - сказал он.
Говоря об основных покупателях продукции группы, Михайлов сообщил, что в первую пятерку входят Китай, Казахстан, Киргизия, Азербайджан и Белоруссия. Во все эти страны объемы поставок в прошлом году показали двузначный рост. Однако наибольшее увеличение экспорта было в Саудовскую Аравию - в 4,5 раза и в Узбекистан - в 3 раза.
"На конец первого квартала 2025 года мы поставляли продукцию в 21 страну, тогда как год назад их было 19: добавились Бенин, Гвинея и Иордания, но выбыла Конго, - сообщил он. - Что касается Африки, то это рисковое и низкомаржинальное направление. На него приходится порядка 1% от вывезенного в первом квартале объема. Тем не менее мы держим это направление в фокусе, следим за состоянием рынка. При наличии благоприятной рыночной конъюнктуры отгружаем туда продукцию. Потенциально для нас это по-прежнему интересный регион, но перспективы развития экспорта в этом направлении зависят от двух факторов: наличия большого профицита продукции в России и роста покупательной способности и платежеспособности в Африке".
Отвечая на вопрос о трудностях в расчетах, Михайлов заявил, что они так или иначе, связаны с рядом ограничений, которые действуют в мире в отношении российских банков. "Мы решаем такие вопросы индивидуально с каждым клиентом в рабочем порядке. Это, безусловно, может сказываться на уровне клиентского сервиса и скорости проведения сделок", - сказал он. По его словам, доля халяльной продукции в экспорте группы выросла с 5% в 2021 году до 19% в 2025 году.
Как сообщил Михайлов, в первом квартале этого года отгрузки продукции в КНР выросли примерно на 30% в натуральном и в стоимостном выражении. "Однако ассортимент поставок ограничен - мы подстраиваемся под специфику культуры потребления в Китае, где предпочтения отдаются куриным лапкам и крыльям", - отметил он. Более 70% расчетов с Китаем сегодня осуществляются в юанях.
Михайлов также сообщил, что группа планирует поставлять в Китай и свинину. "Готовимся к открытию на экспорт одного из наших предприятий, ждем решения от китайской стороны", - сказал он.
Говоря об экспорте соевого масла в Китай, Михайлов заявил, что компания "в целом очень довольна тем, как развивается экспорт соевого масла". По итогам 2024 года он почти в девять раз превысил объемы 2023 года.
"Китай в структуре экспорта масла занимает не первое место - на эту страну в 2024 году пришлось около 30% поставок, из которых основной объем был доставлен контейнерным поездом, - сказал он. - Такой способ доставки по-прежнему является привлекательным для экспорта в Китай, в том числе благодаря доступности контейнеров, росту товарооборота между РФ и КНР, возможности получения китайскими компаниями субсидирования железнодорожной логистики".
"Но при этом возникает ряд других затруднений - в частности с проведением платежей, длительным и придирчивым комплаенсом китайских банков при оплате на российские компании. В какой-то момент две китайские компании не смогли завести предоплату в РФ из-за отказа китайских банков, поэтому отгрузка следующего контейнерного поезда не состоялась. Кроме того, во второй половине прошлого года ценовая конъюнктура сложилась не в пользу экспорта соевого масла в Китай", - сказал он.
В результате большая часть экспорта соевого масла в 2024 году пришлась на ближнее зарубежье. Самый большой объем - более 60% - был отправлен в Белоруссию. Кроме того, около 6% от всех зарубежных отгрузок пришлись на Азербайджан.
"В 2025 году мы ожидаем дальнейшего роста экспорта масла, однако относительно низкие мировые цены и укрепление рубля не способствуют этому. Тем не менее мы продолжаем отгрузки в СНГ, постоянно работаем над расширением географии поставок - успешно осуществили пробную поставку соевого масла в контейнерах в Индию, а также планируем возобновить экспорт в Китай, заключив уже контракт на следующую поставку", - сообщил Михайлов.
"Черкизово" - один из крупнейших российских производителей свинины, мяса птицы, индейки и продукции мясопереработки. В группу входят 15 птицеводческих комплексов, 20 свинокомплексов, 13 мясоперерабатывающих предприятий, 13 комбикормовых заводов, 20 элеваторов, маслоэкстракционный завод и более 360 тыс. га сельскохозяйственных земель.
Зерновой портал Центрального Черноземья
|