Вопрос сокращения экспортных показателей обсуждается на многих площадках и уровнях. На недавнем совещании вице-премьер Патрушев потребовал от Минсельхоза принять меры для обеспечения положительной динамики экспорта, а руководителям отраслевых союзов и ассоциаций поручено провести работу с каждой компанией-экспортером и взять на контроль достижение плановых показателей в текущем году.
Отметим, что сильно упал только зерновой экспорт, тогда как мясной, например, активно растет. Но доля зерновых поставок в общем объеме насколько велика, что этого оказалось достаточно, чтобы потянуть вниз все показатели отрасли.
Что же привело зерновую отрасль к такому результату? - задается вопросом сетевое издание «Агрономика».
▶ Низкий урожай прошлого сезона, причиной которого принято считать заморозки и засуху. Безусловно, неблагоприятная погода сделала свое дело. Но не только. Серьезно просел технологический уровень отечественного агросектора из-за утильсбора на сельхозтехнику и жестких ограничений на импорт семян. Отечественные производители обещают закрыть все потребности аграриев только в будущем, а импорт ограничили уже сейчас.
▶ Резкое падение рентабельности. Себестоимость производства пшеницы в 2024 году выросла более чем на 65%, а фактическая рентабельность едва дотянула до 2%. Инвестиции остановились – в них нет экономического смысла. Все ресурсы дорожают, а цены на зерно не растут. Аграрии выбирают более рентабельные культуры, отказываясь от пшеницы.
▶ Регулирование экспорта. Экспортная пошлина и укрепление рубля привели к отрицательной рентабельности экспорта, что, в свою очередь, сделало бессмысленным инструмент квотирования — экспортная квота в сезоне 2024/25 не была выбрана. Более того, экспортная пошлина имеет и глобальный долгосрочный эффект: она сделала российскую пшеницу неконкурентоспособной на мировых рынках и привела к росту мировых цен, а ведущие покупатели российского зерна начали развивать собственное производство. С этими последствиями пошлины России еще только предстоит столкнуться, ведь они останутся, даже если пошлина будет отменена.
▶ Бюрократическая нагрузка. Армия ФГИСов — головная боль аграриев, которая по тяжести последствий вполне может конкурировать с экспортной пошлиной. Агрономы сельхозпредприятий вместо работы в полях вынуждены тратить более половины рабочего времени на заполнение бесчисленных отчетов, которые в конечном итоге все равно не используются из-за сбоев информационных систем.
Так выглядит набор рукотворных и нерукотворных факторов, которые привели российскую зерновую отрасль в то состояние, в котором она находится в июле 2025 года. Кто покрупнее и побогаче — ищет внутренние ресурсы, чтобы продержаться до лучших времен. Кто помельче и победнее — уходит с рынка, пополняя статистику слияний и поглощений.
Что с этим делать и как выбраться из этой ситуации — отдельный разговор.
Зерновой портал Центрального Черноземья
|