Плавающие пошлины на масло и шрот подсолнечника не действуют с 25 июля до 31 августа 2025 года — участники рынка считают этот период слишком ограниченным, чтобы мера им помогла. Зачем приостановлены пошлины и отразится ли это на ценах на семечку и продукты ее переработки — в статье журнала Forbes.
Правительство приостановило действие плавающих пошлин на подсолнечное масло и на шрот постановлением от 24 июля (установлены в России с 2021 и 2022 года соответственно для защиты внутреннего рынка от беспочвенного повышения цен). Мера действует по 31 августа текущего года включительно.
Министерство сельского хозяйства рассчитывает пошлины исходя из индикативных цен на рынке, которые определяются раз в месяц. Например, в июле этого года цена подсолнечного масла составила $1136,6 за тонну ($1153,9 в июне), для шрота — $219,8 ($221,3 в июне), а ставки экспортных пошлины — 4739 рублей за тонну для масла и 1054 рубля за тонну для шрота.
Изначальный смысл экспортных пошлин заключается в том, чтобы обеспечить внутренний рынок и не допустить роста цен. Но сейчас правительство хочет поддержать переработчиков подсолнечника, в том числе за счет увеличения экспорта. При условии, что пошлины на экспорт семян пока сохраняются, это должно мотивировать отдавать их на переработку внутри России. Сейчас страна полностью обеспечена подсолнечным маслом, поэтому приостановка пошлин не скажется на его доступности для россиян, отмечают в правительстве.
По данным Минсельхоза, в 2024 году в России произвели 8 млн т подсолнечного масла, на 11,7% больше по сравнению с предыдущим годом, и 7,9 т подсолнечного шрота (на 19% больше, чем годом ранее).
Приподнять голову
В первых двух кварталах 2025 года объем экспорта подсолнечного масла уменьшился на 38% по сравнению с тем же периодом 2024 года. Падение вызвано рядом причин: высокими закупочными ценами на сырье, державшимися последние 10 месяцев (в том числе из-за роста спроса на растительные масла на российском и мировом рынках, снижением курса доллара и достаточно высокой экспортной пошлиной), рассказывает директор по маркетингу ГК «Благо» Кирилл Мельников. Сумма этих факторов делала экспорт убыточным для многих переработчиков, замечает он.
А весь российский экспорт масложировой продукции (в том числе масла и шрота) с начала 2025 года снизился на 13% в натуральном выражении, но вырос на 7% в стоимостном по сравнению с тем же периодом прошлого года, рассказывает управляющий директор Центра компетенций в АПК «Рексофт Консалтинг» Дмитрий Краснов. Сильнее всего упали поставки подсолнечного масла в Индию — в два раза в натуральном выражении.
«Ожидается, что по итогам сезона-2024/2025 переработка подсолнечника снизится на 5% по отношению к прошлому сезону. Объем производства подсолнечного масла составит 7,2–7,3 млн т, подсолнечного шрота — 6,6–6,7 млн т», — прогнозирует Краснов. Вторая половина сезона была трудной для переработчиков, некоторые компании останавливали свои предприятия на фоне высоких цен на подсолнечник, говорит он. По мнению Краснова, все эти факторы и побудили правительство обнулить экспортные пошлины до конца сезона.
Введение моратория на пошлины оживит переработку подсолнечника, считает директор Масложирового союза Михаил Мальцев. Это позволит снизить убытки переработчиков, связанные с диспаритетом закупочных цен и экспортной выручки от продуктов переработки, в том числе за счет пошлины, а также разгрузит складские мощности, считает он. Если бы пошлину не отменили, в августе она составила бы 4600 рублей за тонну или около 6% от закупочной стоимости наливного подсолнечного масла (FOB порт «Кавказ»), говорит Мельников.
Временное обнуление экспортных пошлин на подсолнечное масло и шрот — важная мера поддержки рынка в непростой ситуации, говорит управляющий партнер RUSEED Марк Гехт . «Сейчас складывается сразу несколько факторов давления: в стране рекордные посевные площади под масличными, в том числе подсолнечником, экспорт масла с начала года упал почти на 40%, а в мире в целом ожидается рост урожая. То есть предложение (семян) растет, спрос относительно стабилен, конкуренция усиливается», — объясняет он. По мнению Гехта, если ничего не предпринимать, избыточный урожай просто «зальет» внутренний рынок, и цены на подсолнечник начнут резко падать. А нулевая пошлина даст возможность временно поддержать закупочные цены, особенно в период уборки урожая.
Впрочем, с этим согласны не все. «Возможно, российский экспорт масла и шрота подрастет с отменой пошлины, однако интерес к сырью маслоэкстракционных заводов (МЭЗов), объемы и рыночные цены не рука об руку идут. Есть еще много всяких нюансов — например, ожидаемый высокий урожай подсолнечника в России или цены на пальмовое масло на биржах, возможны новые санкции и т.д.», — заявил источник Forbes в одной из крупных агрокомпаний.
«И все же для сельхозпроизводителей, то есть маслоэкстракционных заводов, МЭЗов, это шанс сохранить рентабельность минимум на уровне прошлого года. Но мера краткосрочная. В июле 2024 года стоимость подсолнечного масла в черноморских портах составляла $891 за тонну, в ноябре — $1121, в конце июля текущего года — $1140 за тонну. Поставки в Индию (на бирже CIF) на 25 июля оценивались в $1224 за тонну (годом ранее $1038, но пиковое значение ноября $1259). Осенью нас ждет коррекция — снижение цен на подсолнечник и другие масличные почти неизбежна. Чтобы стабилизировать рынок в долгосрочной перспективе, нужна более системная работа — необходимо наращивать экспорт и укреплять позиции на внешнем рынке, чтобы внутреннее перепроизводство не оказывало давления на аграриев», — рассуждает Гехт.
Мертвому припарка
Пошлины были введены в сентябре 2021 года, чтобы сдержать рост цен на подсолнечное масло на внутреннем рынке, напоминает Мельников. В целом этот механизм доказал свою эффективность, но в текущей ситуации мораторий, введенный всего на один месяц в конце аграрного сезона, никакого влияния на внутренние цены не окажет, считает он.
«Мера поддержит производителей семечки, которые смогут продать переходящие остатки. Но перед началом уборки нового урожая остатков семечки немного, поэтому на ценах на сырье эта мера, скорее всего, отразится незначительным образом. Для переработчиков это будет возможность поднять рентабельность», — говорит гендиректор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко.
Переработчики столкнулись с падением мировых цен и крепким рублем, а обнуление пошлин вернет маржу, полагает Краснов. «FOB-цена российского масла уже на $10–12 за тонну выше, чем у конкурентов, а отмена пошлины убирает этот разрыв. Ожидаем, что в июле-августе дополнительно выйдут 0,3–0,5 млн т масла и до 0,2 млн т шрота, внутренние закупочные цены на подсолнечник вырастут не более чем на 1–2%. Розничный рынок практически не почувствует изменения — масло и без того торгуется с профицитом», — комментирует он.
«Отмена плавающих пошлин на цены на семечку, масло или шрот никак не повлияет. Масло и шрот, которые будут отгружаться в июле и августе, произведут из сырья, закупленного два-три месяца назад», — поясняет Мальцев. Далее в сентябре, по словам Мальцева, пойдет семечка нового урожая. «И мы рассчитываем, что рынок придет в сбалансированное состояние и закупочные цены будут соответствовать реальной экспортной выручке от масла и шротов», — заключает он.
Сценарий точечных «пауз» по пошлинам правительство уже опробовало на зерне, напоминает Краснов. Для подсолнечника же экспортная пошлина на само сырье сохранится: государство намерено удерживать семечку внутри страны и стимулировать переработку. «Масличному сектору дали «окно» именно перед пиком нового урожая; на других культурах пошлин либо нет, либо они привязаны к мировым индексам и уже близки к нулю», — говорит Краснов.
Зерновой портал Центрального Черноземья
|