Низкие цены на зерно и высокие издержки ударили по портовому бизнесу — объем перевалки в первом полугодии 2025-го рухнул вдвое. Кто главный на этом рынке и почему некоторые игроки продолжают инвестировать в расширение мощностей, разбирался Forbes.
Экспорт зерна сокращается: в январе–мае 2025 года через российские порты прошло всего 16 млн т зерновых, что более чем в половину меньше, чем за тот же период 2024-го, говорит управляющий директор Центра компетенций в АПК «Рексофт Консалтинг» Дмитрий Краснов.
Согласно данным Минсельхоза, в сезоне 2024/2025 экспорт зерна составил 53 млн т (в сезоне 2023/2024 вывезли более 70 млн т зерна, что стало рекордом). Суммарная техническая емкость зерновых терминалов после последних вводов в строй новых проектов оценивается в 85 млн т в год — с нынешним экспортом это избыточно, отмечает Краснов. «Терминалы и не могут быть загружены на 100% из-за ряда эксплуатационных рисков: погодные условия, сезонность, логистические задержки, техническое обслуживание», — уточняет партнер «Яков и Партнеры» Дмитрий Васюков.
Основными направлениями для экспорта зерновых из России остаются страны Ближнего Востока и Северной Африки, говорит Васюков.

Почему снижается перевалка
Мировые цены на зерно остаются низкими: например, на 14 августа сентябрьские фьючерсы твердой озимой пшеницы KCBT в Канзас-Сити составляют $185,28 за тонну, годом ранее было $203,74 за тонну (-9,1%).
«Основные «причины [падения объема перевалки] — низкая маржинальность экспорта и высокий курс рубля», —комментирует Краснов. — Сокращение российского присутствия в качестве ключевого поставщика пшеницы, утрата позиций и потеря ряда рынков, произошедшие в 2025 году, будут иметь долгосрочные последствия для российского производства и экспорта зерновых».
«В ушедшем сезоне маржа экспортеров просела из-за высокой конкуренции за относительно компактный, как мы его назвали, урожай», — считает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. Работать с нулевой или отрицательной маржой экспортеры второй сезон подряд не будут, да и не смогут, уверен эксперт.
Крупнейшие воротилы перевалочного бизнеса:
«Деметра-Холдинг»

«Деметра-Холдинг» создавался в 2018 году структурами ВТБ, позже банк продал свою долю, а в число акционеров вошла компания Southern Sea Investment LLC, бенефициаром которой является государственный инвестфонд Омана. Владельцы остальных 55% «Деметра-холдинга» официально не известны, однако в СМИ упоминались компании АО «Агронова» Таймураза Боллоева и Marathon Group Александра Винокурова. Выручка ООО «Деметра-Трейдинг» в 2024 году выросла почти на 40% до 281 млрд рублей, если верить СПАРК-Интерфакс.
«В 2024/2025 сезоне загрузка доступных перевалочных мощностей терминалов для зерна по России не превысила 70%, однако в ряде российских терминалов показатель загрузки традиционно близок к предельным. Это справедливо для глубоководных портов Новороссийска, где загрузка трех основных терминалов в пиковые периоды достигает 90-96%, — комментирует Васюков. — До 2030 года там запланированы программы модернизации и расширения мощностей как перевалки, так и единовременного хранения». Например, рассказывает Васюков, «Деметра‑Холдинг» планирует возведение третьей очереди терминала НЗТ к 2029 году.
«На НЗТ запланировано строительство силосного парка и автоприема, нового железнодорожного приема, пристани с двумя причалами и объектов для хранения и транспортировки растительных масел. По итогам модернизации к 2029 году производственные мощности терминала по перевалке аграрных грузов вырастут с 6,5 до 13 млн т», — рассказал Forbes представитель «Деметра-Холдинга». А на зерновом терминальном комплексе Тамань (ЗТКТ), по его информации, запланировано дноуглубление, реконструкция причалов, усиление эстакады, строительство новой галереи. В Тамани, помимо комплексной модернизации терминала, холдинг реализует глобальный проект по строительству железнодорожной инфраструктуры общего пользования от станции Тамань-Пассажирская до морских терминалов по перевалке продукции АПК. Инвестиционные проекты увеличат годовую перевалку зерна на терминале с нынешних 5,5 млн до 8 млн т в год.
В некоторых случаях объем фактической перевалки больше проектных мощностей терминалов, это нормально, уверили собеседники Forbes: пропускную мощность можно увеличить за счет разных усовершенствований.
ГК «Дело»

51% акций группы компаний «Дело» принадлежат основателю компании Сергею Шишкареву, а 49% — Госкорпорации «Росатом».
Объединенная зерновая компания (ОЗК)

Контрольный пакет акций ОЗК принадлежит государству, 50% минус одна акция — «Деметра-Холдингу».
НКХП реализует программу модернизации с планами расширить объемы отгрузки зерна до 13,1 млн т в год. «При реализации заявленных амбиций общие доступные мощности могут вырасти на 10‑12 млн т в год», — отмечает Васюков.
Группа ППК («Первая портовая компания»)

Учредителем ППК является принадлежащая миллиардеру Владимиру Лисину ООО «РУМЕЛКО». В группу входит в том числе порт «Санкт-Петербург», в компании работают 4100 сотрудников, а длина обслуживаемых причалов превышает 10 км.
«МЗК Экспорт»

«МЗК Экспорт» — российская «дочка» канадского зернотрейдера Viterra, ранее известная как «Витерра Рус». Сейчас компанию контролирует юридическое лицо ООО «Управление агробизнесом», основанное управляющим директором «МЗК Экспорт» Николаем Демьяновым (его доля — 35%).
Зерновой портал Центрального Черноземья
|