Глава Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский в своем выступлении на Российском агротехнического форума (РАФ-2025) поднял острую тему рентабельности сельхозпроизводства, с которой связаны проблемы покупки техники, пишет издание «ГлавАгроном», редакция которого приняла участие в работе форума.
«Росагролизинг – это наше спасение сейчас, но хочу обратить внимание, что спасение – это лечение симптомов, но не самой болезни. Чем же мы болеем? Мы болеем крайне низкой доходностью. Низкая доходность – это болезнь. Нам надо разобраться, как ее лечить и в чем ее причина. И на эту тему я хотел бы сказать несколько слов», - начал спикер.
Аркадий Злочевский отметил, что этой «болезнью» мы болели в 90-е. Её причиной стало неадекватное регулирование. И вот, по мнению выступающего, «мы вернулись к неадекватному регулированию спустя два десятилетия».
«Напомню, в 1992 году 26,5 млн тонн американского зерна было выброшено на внутренний рынок Российской Федерации при урожае в 1991 году 116 млн тонн, в 1992 – 106,8 млн тонн. Потребление к этому моменту упало до 80 млн тонн. Представляете излишки? Последнее зерно, завезенное в 1992 в рамках этого «регулирования», мы съели в 1995-ом.
Когда урожай упал в 1996-ом до 63 млн тонн при потреблении 80 млн, подчеркиваю, мы весь 1996 год тащили аргентинскую пшеницу с мирового рынка. И это были самые высокие цены на внутреннем рынке на пшеницу – 240 долларов в 1996 году. Притом, что мировая цена была 140 долларов за тонну. Вот чем закончилось неадекватное регулирование» ,- продолжил глава Российского зернового союза.
Пошлины – это деньги, вынутые из карманов наших крестьян
В связи с этим выступающий выразил опасения, что нынешнее регулирование может привести к таким же печальным итогам.
Что мы сделали в рамках этого регулирования? И почему оно так болезненно сказывается на нашем внутреннем рынке, на ценах продаж и на внутреннем производстве?
«В 2021-м году, когда было введено нынешнее регулирование, появились плавающие таможенные пошлины и квоты. А месте с ними и дополнительные риски, которые не позволяют экспортеру просчитать размер пошлины на момент отгрузки товара. Это означает, что он вынужден закладывать их в стоимость, нравится ему это или нет. Колебания составляют примерно 1000 рублей в одну и другую сторону, то есть 2000. Это снижает на эту сумму внутренние цены продажи у наших крестьян. Деньги оказываются фактически вынуты из карманов крестьян.
Итог за прошлый год: в 2024-м году в кармане экспортера образовалась маржа в среднем 26 долларов с каждой проданной на экспорт тонны. До того, как был введен этот механизм, размер заработка экспортера составлял максимум 3-5 долларов с тонны. Он зарабатывали на возврате НДС. Вот чем обернулась эта регулировка. И пока мы не уберем этот механизм, не увидим никакого развития», - сказал Аркадий Злочевский.
Он напомнил, что внутренние цены на пшеницу на текущий момент составляют 14 300 рублей, но падали они и до 10 тысяч рублей.
«В результате такой неадекватной политики мы просто разрушили экономику производства. А дальше мы возбудили через такие высокие цены конкурентов. Мировые площади под пшеницей увеличились за это время на полтора процента. Конкуренты уже производят больше. Мир может обойтись и без нашего ресурса на сегодняшний день, а цены обрушились вниз», - добавил спикер.
Низкие цены демотивируют конкурентов, они будут меньше производить и сокращать площади. Но надо еще дождаться этого момента, хотя мы уже повлияли на мировой зерновой рынок, и это будет иметь серьезные последствия.
Последствия действий России на мировом рынке зерна
Китай в 2022 году объявил программу по наращиванию внутреннего производства пшеницы, стимулируя своих производителей.
Сегодня внутренняя закупочная цена в Китае составляет $350 за тонну. Это значительно превышает мировую цену в $220-230. Китай готов платить эту цену своим производителям с целью наращивания производства.
«Китай, напомню, крупнейший потребитель на мировом рынке пшеницы. Второй покупатель – это Египет. Он тоже объявил программу по наращиванию внутреннего ресурса, пытаясь как минимум сократить потребности в экспорте, а как максимум – избавиться от них. Турция пошла этим же путем. Мы так перепугали наших потребителей этим неадекватным регулированием, что они пытаются избавиться от зависимости от наших закупок», - заявил Аркадий Злочевский.
Повышение себестоимости производства зерновых
Для выхода из кризиса глава Российского зернового союза предложил избавиться от неадекватных мер регулирования, добавив, что внутренние не очень адекватные меры добавляются к международным. Это приводит к повышению себестоимости выращивания зерновых. А «революция» в семенах объективно приводит к снижению урожайности по импортозависимым культурам.
Также Аркадий Злочевский отметил, что ФГИС сегодня разрушают деятельность малых предприятий и фермеров, став тяжелым ярмом на шее нашего производителя. Он призвал избавляться от причин «болезни», а не лечить её симптомы.
Зерновой портал Центрального Черноземья
|