МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 22 июля 2011г.
N ЕД-4-3/11885
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ООО (далее - заявитель), направленное юрисконсультом ООО по информационным системам общего пользования, сообщает следующее.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговые органы обязаны, в частности, бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
Статьей 26 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами.
Механизм реализации права налогоплательщика на информирование определен Административным регламентом Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н (зарегистрирован Минюстом России 14.04.2008 N 11521) (далее - Административный регламент).
Подпунктом 3 п. 12 Административного регламента установлено, что государственная функция по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) не исполняется, если обращение не содержит подписи и указания фамилии, имени, отчества физического лица и (или) его почтового адреса для ответа, без указания полного наименования организации, ИНН, ее почтового адреса, подписи и указания фамилии, имени, отчества руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего и (или) подписавшего обращение, и (или) без печати организации в случае, если обращение представлено на бумажном носителе не на бланке организации, а также в случае непредставления уполномоченным представителем налогоплательщика документов, подтверждающих в установленном порядке его полномочие на представление соответствующего письменного обращения.
Вышеуказанное обращение направлено юрисконсультом ООО в ФНС России по информационным системам общего пользования, документов, подтверждающих полномочия указанного лица на представительство налогоплательщика-организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в распоряжение ФНС России не представлено. Кроме того, заявителем отдельные требования пп. 3 п. 12 Административного регламента не соблюдены.
Одновременно по вопросу применения товарно-транспортных накладных (форма N СП-31 и форма N 1-Т) при реализации заявителем зерна российскому покупателю ЗАО для целей применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Требования, предъявляемые к первичным учетным документам, принимаемым к учету, установлены нормами ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Так, на основании нормы п. 2 ст. 9 указанного Федерального закона первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные данной нормой.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" утверждены товарно-транспортные накладные формы N СП-31 (Постановление Госкомстата России от 29.09.1997 N 68 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья") и формы N 1-Т (Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте").
Форма N СП-31 применяется, в частности: в организациях сельского хозяйства и связанных с ним других отраслях агропромышленного комплекса для учета операций по отправке-приемке продукции зерновых культур на элеваторы, хлебоприемные и другие пункты приема зерновой продукции (основание - п. 2 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 31.01.2003 N 26 (далее - Методические рекомендации));
юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по закупке, хранению, переработке и реализации зерна и продуктов его переработки, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, для количественно-качественного учета зерна и продуктов его переработки (основание - п. 3 разд. I Порядка учета зерна и продуктов его переработки, утвержденного Приказом Государственной хлебной инспекции при Правительстве Российской Федерации от 08.04.2002 N 29).
Форма N 1-Т применяется юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (основание - п. 2 Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 и п. 2 Указаний по применению и заполнению форм, утвержденных указанным Постановлением Госкомстата России).
При этом обе формы (N СП-31 и N 1-Т) содержат в целом аналогичные показатели, в том числе сведения о грузоотправителе и грузополучателе, пунктах погрузки и разгрузки, подробные сведения о грузе (наименование, сорт, вид упаковки, количество, масса, цена, сумма, способ определения массы, сопроводительные документы и т.п.), данные о погрузо-разгрузочных операциях, а также сведения, заполняемые организацией - владельцем автотранспорта.
Имеющиеся отраслевые особенности бухгалтерского учета материально-производственных запасов (далее - МПЗ) в организациях сельского хозяйства и связанных с ним других отраслях агропромышленного комплекса регламентируются Методическими рекомендациями.
В соответствии с п. 11 Методических рекомендаций все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) запасов должны оформляться первичными учетными документами.
На основании положений п. 15 Методических рекомендаций в сельскохозяйственных организациях для учета МПЗ могут использоваться межведомственные унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России, в частности, по учету движения зерна может использоваться товарно-транспортная накладная (зерно) (форма N СП-31). Перечисленные в п. 15 Методических рекомендаций унифицированные формы первичной учетной документации распространяются на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции и сырья (кроме малых предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств).
Согласно п. 71 Методических рекомендаций товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) применяется при реализации прочей продукции (кроме видов продукции, оформляемых, в частности, накладной N СП-31).
Одновременно ФНС России сообщает, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" утверждена форма транспортной накладной, которой подтверждается заключение договора перевозки груза. Следует отметить, что указанное Постановление не содержит положений, отменяющих форму N СП-31.
С учетом изложенного применение в качестве первичного учетного документа по учету движения зерна товарно-транспортной накладной (зерно) по форме N СП-31, заполненной в установленном порядке, не может являться основанием для отказа в вычетах заявленных сумм НДС.
Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
22.07.2011 |